Кто «против». И кто «за», но все равно «против»
Исход голосования возмутил члена «Грузинской мечты» Гедевана Попхадзе. Он обвинил коллег по партии в поддержке человека, оскорбляющего Католикоса-Патриарха Илию Второго. «Такое решение в Страстную седмицу – плевок в душу всех православных», — заявил депутат, пообещав покинуть парламентское большинство, правящую партию и все должности.
После демарша Гедевана Попхадзе некоторые народные избранники поспешили объясниться. Председатель парламентского комитета по образованию, науке и культуре Мариам Джаши попросила у общества прощения за то, что отдала голос Нинии Какабадзе.
Аналогичное заявление сделал мажоритарий от Марнеули Тамаз Навериани, объяснив, что не слышал «бесстыжих высказываний» поддержанного им кандидата. Более того, депутат обвинил оппозиционеров в провокации и искусственной манипуляции законом, предоставляющим им право называть свою кандидатуру. По его словам, оппоненты власти в любом случае выдвинули бы человека с похожими ценностями, неприемлемого для большинства. «Как правило, эти люди открыто противостоят грузинским национальным традициям и имеют четко выраженную неприязнь в отношении православной церкви и Патриарха», — заявил Навериани, попросив у общества «с христианским великодушием» простить ему «непреднамеренную ошибку».
«Спекуляции» vs «авторитаризм»
Решение Гедевана Попхадзе покинуть правящую партию разделило «Грузинскую мечту» на два лагеря: тех, кто осудил его, и тех, кто не увидел в его поступке ничего предосудительного. При этом почти все называли избрание Нинии Какабадзе вынужденной мерой, всего лишь призванной соблюсти принцип квотирования.
В правящей фракции все еще сохраняют веру в то, что решение Попхадзе может быть не окончательным. Лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе выразил надежду, что тот передумает и не покинет ряды партии. А председатель фракции «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе, комментируя возможный раскол в своей политической силе, признал, что проблема есть. Правда, заверил, что она не столь масштабна. Он уверен, что в ближайшие дни вопрос будет урегулирована внутри партии.
В свою очередь председатель парламентского комитета по защите прав человека Софо Киладзе отвергла критику Гедевана Попхадзе, назвав «Грузинскую мечту» командой, основанной на национальных ценностях. И если кто-то пытается выдать ее как антинациональную, это его проблема, заявила депутат.
Самую жесткую позицию, пожалуй, занял председатель парламента Ираклий Кобахидзе. По его мнению, Попхадзе нанес своим коллегам страшное оскорбление, позволив себе спекуляции на религиозную тему. При этом спикер раскритиковал и других депутатов, позволивших себе некорректные, на его взгляд, публичные высказывания. Кобахидзе выразил уверенность, что такое больше не повторится.
Тон спикера законодательного органа, однако, возмутил некоторых депутатов. Член большинства Нукри Кантария назвал его заявление совершенно неприемлемым: «Думаю, в риторике председателя парламента были какие-то авторитарные ноты». Другой однопартиец Кобахидзе Давид Чичинадзе заявил, что спикер не является «начальником» и не исключил обсуждения вопроса о его смещении с должности.
Фактор Нинии Какабадзе
Журналист Ниния Какабадзе известна своей критикой Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго и в целом Грузинской православной церкви. Она неоднократно заявляла о непрозрачности схемы финансирования ГПЦ, о попытках духовенства манипулировать общественным сознанием и о ксенофобии и гомофобии в Церкви.
О влиянии церкви в Грузии читайте здесь.
Какабадзе уверена: Патриархия не хочет развития страны и повышения уровня образования населения, поскольку безграмотной и необразованной паствой гораздо проще управлять. Журналист также считает, что «Патриархия – это филиал России в Грузии». По ее словам, ГПЦ управляется из Москвы и все ее решения принимаются в соответствии с инструкциями из РФ.
Недовольна Ниния Какабадзе и тем фактом, что любая критика Патриарха вызывает агрессию в обществе. Она считает, что многие православные верующие стали идолопоклонниками, превратившими Илию Второго в идола и неприкасаемую фигуру. Самого Католикоса-Патриарха она как-то назвала «безнравственным мещанином».