Режиссер, инженер монтажа, фотограф, дизайнер, актриса… Во всех этих профессиях Тамуна Карумидзе успела себя реализовать. Она из числа людей, благодаря которым Грузию за границей узнают без дополнения «country not the state». С ней побеседовала корреспондент СОВЫ Самая Рзаева.
«Грузия возвела моду и искусство в разряд государственной политики и движется в этом направлении. Когда я говорю на Западе, что я из Грузии, никто не спрашивает, где это», — уверяет Тамуна.
Тамуна встречает меня в мастерской в широких красных штанах и серой водолазке. На голове — пестрая шапка с помпоном, а на шее и руках — необычные украшения ручной работы.
Мастерская – одна комната с присущим творческим людям беспорядком. Фоном играет лаунж.
Перед началом беседы Тамуна отвлекается на ассистента, которому объясняет, как работать с выкройкой.
Тамуна зажигает сигарету, садится в непринужденной позе и на первый вопрос, в чем секрет ее успеха, искренне отвечает, что не может ответить, поскольку никогда не планировала, что будет заниматься кино, дизайном или фотографией. Она вообще не любит ничего планировать. Да и в детстве мечтала совершенно о другом.
«Я мечтала стать юристом, адвокатом. Мне до сих пор интересны судебные дела, разбирательства. Но в 90-е никакие законы в Грузии вообще не действовали, так что учиться на юриста, естественно, не было смысла. Я ушла в искусство, потому что в детстве любила фотографировать. Помню, у меня в ванной был аппарат для проявления фотографий…».
Разностороннему развитию Тамуны способствовало и образование, которое она получила в Берлине. На факультете аудиовизуализации в Академии художеств она изучала графический дизайн, типографию, фотографию, медиа.
Тамуна на профессиональном уровне занимается видеомонтажом, сотрудничает с другими режиссерами. При этом у нее есть и собственный опыт в режиссуре. Это документальный фильм о скейтерах «Когда земля кажется легкой», снятый в 2015 году совместно с друзьями Саломе Мачаидзе и Давидом Месхи.
«Скейтбординг мне нравился всегда, для меня это не просто вид спорта, а образ жизни. Меня восхищают эти ребята. Когда Давид Месхи, мой друг-фотограф, начал снимать скейтеров, я и Саломе с восхищением смотрели на эти снимки. Как-то Саломе сказала, что фотографии выглядят как кадры из кино. Так и зародилась идея снять фильм».
В документалке режиссеры затронули болезненные для подростков темы: непонимание со стороны старшего поколения, стереотипы общества. Фильм был тепло встречен на некоторых фестивалях.
«Общество любит давить и навязывать свои стандарты. Это происходит не только у нас. После просмотра фильма к нам подходили ребята и благодарили за кино, в нем они узнавали себя, те проблемы и мысли, которые их беспокоят», — рассказывает Тамуна.
Кстати, успела Тамуна проявить себя и по ту сторону экрана. Девушка снялась в фильме «Шантрапа» Отара Иоселиани – легенды грузинского кино, автора фильмов «Листопад», «Пастораль», «Жил певчий дрозд» и многих других. Сама Тамуна говорит, что меньше всего считает себя актрисой и не любит сниматься.
«Актерство — это не мое. Я снялась в фильме совершенно случайно. Отар Давидович снимал в Тбилиси, а я хотела очень работать у него, и меня назначили ассистентом. За день до съемок он решил, что я должна играть роль, и я не могла отказать».
Главный источник вдохновения для Тамуны – скейтборд. Он привел ее не только в кино, но и в мир моды. Именно после съемок фильма она начала шить одежду для скейтеров. Через год создала бренд «Tamra», а в 2016 году провела свой первый показ на Mercedes Benz Fashion Week Tbilisi. Позже появился и бренд «Tamra skateboards», делающий доски и одежду для скейтеров.
Показы дизайнера — одни из самых необычных на Неделе моды. Скучная походка по подиуму неинтересна Тамуне. Ее шоу — это всегда перформансы. Участники выходят на подиум в ее одежде, катаются на скейтах и танцуют. Все они состоят в ее модельном агентстве «Troublemakerz».
Идея открыть агентство родилась тоже после фильма. Подруга Тамуны, проживающая в Берлине, владеет модельным агентством «Tomorrow is another day» и работает с ведущими домами моды. После просмотра фильма она заинтересовалась героями ленты и попросила фотографии скейтеров для кастинга на шоу «Balenciaga». Ребята впоследствии участвовали в показе бренда на Неделе моды в Париже.
После этого Тамуну часто просили помочь найти моделей для съемок. Особенно иностранцы, которые приезжают в Тбилиси для проектов. Она создала страницу в Instagram под названием «Troublemakerz», куда стала выкладывать фотографии.
«В агентстве нет людей, для которых это основная работа. Никто из них никогда не мечтал о карьере модели. Я просто собрала интересных талантливых ребят. Они всегда могут отказаться от работы. Никто насильно их никогда не заставит делать что-либо. У нас такой либеральный подход».
Агентство уже хорошо известно в модных кругах по всему миру, несмотря на то, что было создано только летом этого года. В ноябре «Библия моды», американский журнал Vogue, опубликовал статью, посвященную «Troublemakerz». Культовый британский журнал Dazed связался с Тамуной в Instagram и попросил моделей для съемок, а на показе коллекции Vetements весна-лето 2019, которую Демна Гвасалия посвятил войне в Абхазии и Грузии в целом, участвовали восемь моделей агентства. Тамуна искренне радуется за своих ребят и с восторгом рассказывает об их достижениях.
«Она просто чудо!» — произносит ассистент Тамуны, который закончил выкройку одежды.
Этого молодого человека зовут Мате, и он один из самых известных лиц в «Troublemakerz».
Увидев танцующего Мате в ночном клубе, Тамуна была очарована им, и пригласила парня сняться в видео. После этого они начали дружить и работать вместе. Без Мате не обходится ни один показ дизайнера, а его танец на показе коллекции осень-зима 2018-19 был одним из самых запоминающихся моментов Недели моды.
Сам молодой человек по специальности актер. Помимо того, что состоит в модельном агентстве, он помогает Тамуне с коллекцией и учится у нее дизайну одежды.
«Тамуна — большое вдохновение для всех нас. Дружить и работать с ней — сплошное удовольствие, а ее одежда — это нечто. Когда я надеваю вещи из ее коллекции, люди узнают и часто спрашивают, не «Tamra» ли на мне», — делится Мате.
Несмотря на такой успех, сама Тамуна не считает себя даже дизайнером и говорит, что не подпадает под общие стандарты.
«Существует очень много правил, когда и сколько показов надо делать. Я нарушаю их. Для меня главное — заниматься тем, что мне приносит удовольствие, и не загонять себя ни в какие рамки. Например, я не делала показ в последнем сезоне Недели моды. Буду делать в мае».
Для Тамуны главное в одежде это комфорт. Она говорит, что никогда не носит одежду, в которой ей неудобно, несмотря даже на красоту вещи. Дизайнер создает одежду, которую сама будет носить, и думает о коммерческой составляющей не в первую очередь. Главные ориентиры ее бренда «Tamra»: это комфорт и много цвета.
«Я очень люблю разноцветную одежду, и у меня все очень пестрое. Когда я начинала, мне нравилась монгольская одежда. И моя первая коллекция была под сильным влиянием костюмов монгольских охотников. Я создала тогда много пестрых халатов с мехом».
Тамуна говорит, что создавать одежду — очень трудно. Чтобы создавать качественную коллекцию, нужно разбираться в технике шитья и во многих других деталях. Поскольку она самоучка, то наняла портниху, которая учит ее выкройке.
«Сначала я все делала сама, но в какой-то момент поняла, что мне нужен учитель. Я до сих пор учусь шить. И я надеюсь, что когда-нибудь выучусь», — смеется дизайнер.