Слышен цокот копыт, ржание лошадей. Стоит запах фуража. Вдоль наружных стен по обе стороны – деревянные денники. Через конюшенный проход выводят черную красавицу. Чистокровная английская. Немного строптивая, но очень грациозная. Здесь говорят, что именно такие ставят мировые рекорды.
Мужчина в кепке-аэродром открывает ворота и приглашает в старое здание. За его спиной зеленое поле, где пасутся кобылы с жеребятами. В шесть часов их загонят обратно в стойло. Мы проходим в сооружение из красного кирпича с арочными деревянными дверями. В здании с выбитыми окнами и гниющим, но не сдающимся потолком, сохранился дух 114-летней давности. Это село Кулари Марнеульского района.
Один из крупнейших нефтяных магнатов начала XX века Александр Манташев построил в Грузии конный завод. Лошадей Манташев привозил из Англии.
В 1914 и 1916 годах на таких скакунах «нефтяной король» выиграл главный приз Российской Империи – «Московское дерби». Потом случилась революция.
Советская власть Куларский конный завод конфисковала. С тех времен добавили дополнительные сооружения со стойлами, которые, впрочем, разрушились вместе с коллапсом СССР. Сейчас ржание коней доносится только из главного здания, построенного при Манташеве. На сегодняшний день это единственный сохранившийся на Южном Кавказе конный завод.
Уже более века завод занимается разведением чистокровных пород лошадей. Сейчас здесь разводят английскую чистокровную верховую. Различают всего три чистокровные породы: ахалтекинскую, арабскую и английскую. Последняя – самая молодая. Ей всего около 300 лет.
Эльдар Заманов работает на Куларском заводе 35 лет. Он – главный зоотехник, селекционер и мой рассказчик. Эльдар родился и вырос в Кулари. Окончил в Рязани сельскохозяйственный институт и вернулся в родное село. В его глазах любовь к лошадям и к делу, которым он занимается большую часть своей жизни.
Заманов и еще семеро сотрудников завода ухаживают за порядка десятью головами. Но дело испытывает упадок. В 80-е годы лошадей было 280. Сейчас содержать такое поголовье нецелесообразно, говорит Эльдар. Расходы большие. В среднем на содержание одной головы нужно около трех-четырех тысяч долларов.
Лошади – увлечение для богатых. В Грузии «такой роскоши себе позволить не могут», — говорит Эльдар.
«Государство никак не участвует в судьбе этого места, так как предприятие коммерческое. Из бюджета финансируют только олимпийские виды спорта. Есть современное пятиборье, троеборье, конкур. На эти цели деньги выделяются, а на само развитие лошадей – нет».
Основная цель завода – разведение высококлассных лошадей. Молодняк тренируют и делают из них люксовых лошадей.
«При Союзе мы выезжали на российские ипподромы, выигрывали призы. Мы были во Львове, Самаре, Пятигорске, Краснодаре, Баку… Сейчас ездим в Западную Грузию и Ахмету, где еще сохранился интерес и традиция скачек».
«Инвестиции вкладывают туда, откуда будет отдача. Конные заводы строят и развивают те, кому некуда девать лишние деньги. Миллиардеры в Америке, Западной Европе создают их для себя».
Выгоду, как говорит зоотехник, можно получить только в виде ставок в тотализаторе.
Туристический потенциал Кулари пока никто не раскрыл. Хотя сюда все же доезжали важные гости, среди которых французский актер Пьер Ришар.
На стене конного прохода висят портреты тех, кем гордится Куларский завод. Анилин – лошадь, выигравшая Кубок Европы в Кельне. Человек, который ее седлал и тренировал, родился в Кулари, но в начале 90-х уехал.
Тенденция покидать Кулари продолжается и по сей день. Молодые ребята из деревни разъехались: кто в Турцию, кто в Россию, кто в Азербайджан. Все, как говорит Эльдар, очень хорошие специалисты, но лошадей для них тут мало.
«В Баку построили ипподром. Им не хватало специалистов. Отсюда 20 человек забрали».
На всем Южном Кавказе это единственный конный завод. Он находится в селе Кулари. Работает с 1905 года. Здесь слышен цокот копыт, ржание лошадей. Стоит запах фуража. Здесь выращивают чистокровных английских лошадей. Тех, что ставят мировые рекорды.