На Майдане Незалежности в Киеве – массовая акция протеста. Сторонники оппозиции вышли на улицы, чтобы напомнить Владимиру Зеленскому о «красных линиях», которые ни в коем случае нельзя переступать. Зеленский, включившись в «нормандский формат», отправился на первую встречу с Путиным. В Киеве, однако, опасаются, что неопытный президент не сможет противостоять политику «гангстерского типа». Чего Украина ждет от Зеленского – в материале Хатии Хасаиа.
Путин, Зеленский, Макрон, Меркель. Встречу «нормандской четверки» 9 декабря в Париже в Украине ждали с особой настороженностью. От успешности саммита зависит будущее страны, считают украинцы. Многие местные эксперты, впрочем, говорят, что переговоры не способны серьезно повлиять на позиции Москвы и Киева о будущем Донбасса.
Важно отметить, что это будет первая личная встреча Зеленского и Путина. До этого удавалось говорить им лишь по телефону. В последний раз лидеры обсудили возвращение Россией украинских военных кораблей и «газовые вопросы». Но сегодня в оппозиции не знают, чего ожидать от нового президента Зеленского на встрече в Париже.
Незадолго до переговоров оппоненты власти обозначили «красные линии», за которые, по их мнению, Зеленскому нельзя переходить на встрече. Среди них – сохранение унитарного государства, отказ от компромиссов по европейскому и евроатлантическому курсу, недопущение проведения выборов в Донбассе до тех пор, пока оттуда не будут выведены российские силы, отказ от компромиссов по статусу Крыма и никаких обещаний прекратить международные судебные разбирательства в отношении России.
«Нормандский формат»: попытка остановить войну
В начале 2014 года Россия аннексировала Крым и начала агрессивные действия в Донбассе. Спустя несколько месяцев во французской Нормандии отмечали 70-летие высадки союзников на побережье во Второй мировой войне. На празднование были приглашены президент Украины Петр Порошенко, его российский коллега Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель. Тогдашний лидер Франции Франсуа Олланд решил воспользоваться случаем и организовать новый международный формат переговоров. Цель – остановить войну на востоке Украины.
Кремль на протяжении всего вооруженного конфликта в Донбассе отрицал свою причастность к войне. Но в 2014 году Порошенко, Меркель и Олланду все-таки удалось сделать невозможный дипломатический трюк и усадить Россию за стол переговоров, привязаы ее к ситуации в Донбассе, от которой сейчас Россия хочет отвязаться.
Франция и Германия впоследствии решили продолжить подобные переговоры, выступая посредниками и своего рода модераторами в общении между враждующими Киевом и Москвой. Переговоры в «нормандском формате» на протяжении почти шести лет проводились в разных вариантах: это были и встречи с участием лидеров стран и представителей МИД, это были и неоднократные телефонные переговоров. На каждом этапе они были напряженными, многочасовыми и, порой, совершенно безрезультатными.
Переговоры: проверка Зеленского на прочность
Участие в «нормандском формате» в Украине считают одним из самых тяжелых испытаний пока еще недолгой политической карьеры Владимира Зеленского и проверкой его на прочность. За полгода своего президентства Зеленскому удалось официально договориться о бессрочном прекращении огня. В нескольких населенных пунктах Донбасса прошло разведение сил, состоялся обмен пленными. Украина приняла нашумевшую «формулу Штайнмайера», а Москва передала Киеву захваченные в Керченском проливе военные корабли.
Главным обещанием предвыборной компании Владимира Зеленского было прекращение войны. Желание положить конец конфликту приветствуется всеми, но реальность воплощения в условиях правления в Москве Владимира Путина вызывает у многих скептицизм. Россия настаивает на праве ДНР и ЛНР на самоопределение, в то время как Украина нацелена на восстановление территориальной целостности.
Президент Зеленский перед поездкой в Париж заверил, что у Киева «очень сильная позиция». «Хочу привезти с «Нормандии» понимание и ощущение, что действительно все хотят постепенно закончить эту трагическую войну. Я это смогу точно понять за столом», – сказал он украинским журналистам. Зеленский отметил, что лидеры стран «нормандской четверки» обсудят возвращение пленных, прекращение огня, контроль над украинско-российской границей и выборы в Донбассе.
Надежды и опасения
Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков на своей странице в Facebook написал о судьбоносности нынешних переговоров в «нормандском формате». «В этот день не должно быть политики и борьбы — только государственная позиция для Украины. Красные линии будут соблюдены, а наши территории – возвращены», – заявил Разумков.
Судьбоносность принятых решений признает и народный депутат Украины Владимир Арьев, но он сомневается в том, что «неподготовленный Зеленский сам знает, чего хочет». В беседе с СОВОЙ он заявил, что «качество внешней политики Украины сейчас очень сильно упало по сравнению с тем, что было раньше».
«Самые ключевые дипломаты исключены, а возле Зеленского находятся люди, которые не дают ему правильной картины. Им легко манипулировать. Чистый лист – что написали, то и будет. Я боюсь одного, что во время встречи в «нормандском формате» придется принимать быстрые и судьбоносные решения. Очень вряд ли, что Зеленский сможет иметь достаточную базу, чтобы во время встречи четырех принять осознанное и правильное решение», – считает депутат.
Арьев отмечает, что опасения оппозиции усугубляются тем, что профессионалы-дипломаты фактически отодвинуты от механизма любого принятия решений в офисе президента Украины. «Когда увольняют людей, которые отстаивали интересы Украины, у меня возникают вопросы. Если человек, который всю жизнь играл в кино, думает переиграть профессионального КГБшника, он очень наивен», – говорит Арьев.
Экс-президент Украины Петр Порошенко в свою очередь выработал несколько советов для действующего главы государства. «Самый важный» звучит так: «Не доверять Путину. Никогда и ни в чем». По словам Порошенко, Путин манипулирует всем: содержанием, фактами, цифрами, картами, эмоциями. «Он ненавидит Украину и украинцев и не видит нашего места на политической карте Европы».
«Путину не нужен ни Крым, ни Донбасс. Ему нужна вся Украина»
В то же время, по мнению экс-президента, встречи с глазу на глаз с Путиным лучше избегать, а если этого не удастся, то просто «не поддаваться на его КГБшные манипуляции и заискивания, игру на эмоциях и недостатках».
Порошенко также посоветовал Зеленскому на «нормандской встрече» не поднимать «газовых вопросов», вернуться к берлинской «дорожной карте» выполнения Минских соглашений и идее миротворцев ООН.
«Напоследок вынужден разочаровать тех, кто хочет сесть за стол переговоров, посмотреть Путину в глаза, понять, чего тот хочет от Украины, и договориться «где-то посередине». Ему не нужен ни Крым, ни Донбасс. Ему нужна вся Украина», – заявил экс-глава страны.
Тем временем в ЕС выразили решительную поддержку «нормандскому формату» и имплементации Минских соглашений, а пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что участники переговоров могут принять «необязывающий документ, необязывающее соглашение, но в нем можно ожидать, что будут зафиксированы какие-то точки, по которым есть совместное понимание».
Путин и Зеленский: наедине
Владимир Зеленский не исключает, что на переговорах в Париже может сложиться ситуация, когда лидеры Франции и Германии «оставят его наедине с Путиным». Президент Украины заявил журналистам, что к этому готов.
Но даже в присутствии Меркель и Макрона Зеленский, по сути, остается один на один с Путиным. Последние заявления президента Франции указывают на готовность наладить отношения с Москвой, несмотря на агрессию в Крыму и Донбассе.
Украинский оппозиционер Владимир Арьев считает, что сейчас для Киева самое неудачное время для проведения этой встречи, поскольку она подходит с очень слабых позиций к «нормандскому формату», учитывая некоторые факторы. Самый главный – желание Франции и Германии восстановить отношения с Москвой.
«Если Макрон хочет сделать Европу от Лиссабона до Владивостока, можно получить Россию от Лиссабона до Владивостока»
«Мы видим конкретное заявление Макрона о том, что Россия – не враг и что с Россией нужно, скажем так, делать «перезагрузку». Я понимаю политику Макрона, ему нужно оторвать Россию от Китая, которая совместно с КНР создает угрозы для Франции, особенно на африканском континенте. Макрон надеется, что отрывая Россию от Китая, переориентируя ее на Европу, можно будет чего-то добиться. Я считаю, что это очень наивно. Он, наверное, просто не знает Россию достаточно хорошо. Потому что если Макрон хочет сделать Европу от Лиссабона до Владивостока, то с таким качеством политики, которое есть сейчас, можно получить Россию от Лиссабона до Владивостока. Особенно, если учитывать российскую информационную экспансию в Европе и ту гибридную войну, которую Россия ведет против ЕС и своих соседей, практически все из которых страдают по мере приближения к ЕС. Чем дальше, тем больше», – заявляет Арьев.
Германия, по словам депутата Верховной Рады, заинтересована в том, чтобы любым способом продолжить «Северный поток-2».
«Хоть и не так явно, как Франция заявляет о своем желании восстановить добрые отношения с Россией, Германия делает это молча и в экономическом направлении. Собственно, Франция точно так же заинтересована в этом, поскольку Россия дала возможность группе компании Total разрабатывать месторождения нефти. И это на самом деле взаимный интерес Франции, Германии и России, поскольку Россия сейчас очень заинтересована в том, чтобы часть санкций в ближайшее время была снята».
Эта часть санкций, по словам Арьева, касается технологии для добычи нефти и газа, на которые наложено эмбарго в связи с невыполнением Москвой Минских соглашений. Дешевые нефть и газ, отмечает политик, в России заканчиваются и Кремлю нужны технологии для того, чтобы продолжать зарабатывать на своих ресурсах.
«Путин по своей сути — правитель гангстерского типа»
«Россия будет продолжать свою гибридную политику. Теперь уже не гибридной войны, а гибридного мира. Ясно, что Россия может пойти на какие-то видимые уступки, но не выпуская из своих зубов Украину. Россия давно хочет спихнуть все, что происходит в Донбассе, то, что она заслала туда своих военных, всех ФСБшников. Россия хочет нам сказать, что теперь с оккупированной территорией разговаривайте сами, напрямую, а мы тут ни при чем. Когда Украина парафировала «формулу Штайнмайера» в Минске, она попала в ловушку. И вот тут как раз весь комплекс условий. Мы на сегодняшний день едем на встречу не побеждать, а в лучшем случае не проиграть», – заключил Арьев.
Украинская оппозиция считает: санкции нужно ужесточать до той степени, «пока Россия не поймет, что ей больно». Страна не должна уступать агрессору, поскольку «Путин по своей сути — правитель гангстерского типа и воспринимает уступки как слабость. А слабых он не любит». Единственный выход, уверены оппозиционеры, не считать прибыль от агрессора, а сцепить зубы и давить до последнего.