Что произошло?
Пограничная служба Азербайджана сообщила, что группа граждан Грузии намерена нарушить границу между двумя странами в районе историко-культурного заповедника «Кешикчидаг» (так в Баку называют комплекс Давид Гареджи) и «совершить действия провокационного характера». В ведомстве, при этом, предупредили, что любая провокация будет пресечена, а ее организаторы понесут ответственность за возможные последствия.
С чего все началось?
Многолетнее затишье в споре вокруг Давида Гареджи прервалось в апреле 2019 года. Тогда сообщалось, что азербайджанские пограничники закрыли доступ к церквям и десяткам пещер.
Через несколько дней сотни активистов с грузинскими флагами выстроились в живую цепь на вершине хребта. Участники акции требовали от грузинских властей скорейшего разрешения пограничного спора, обвиняли их в попустительстве и говорили об угрозе потери Грузией своего духовного наследия и святынь.
Любопытно, что азербайджанские пограничники перестали пускать в монастырь Удабно поломников и туристов вскоре после визита туда президента Грузии Саломе Зурабишвили. В рамках программы Europa Nostra она осмотрела средневековый комплекс. Позже глава государства заявила, что вопрос определения границы с Азербайджаном следует срочно урегулировать. Некоторые сочли, что именно визит Зурабишвили на спорную территорию вызвал раздражение Баку.
На фоне обострения ситуации вокруг Давид Гареджи стали появляться и резкие высказывания представителей грузинского духовенства. Во время посещения монастыря один из митрополитов сказал: «Если потребуется пролить кровь, духовные лица должны первыми пойти и подать пример народу». Дружбу христиан и мусульман он сравнил с дружбой христианина с последователем дьявола.
Патриархия Грузии дистанцировалась от таких заявлений, назвав оскорбляющие мусульман высказывания «осознанной или неосознанной провокацией».
Вторая волна конфликта
Приутихший конфликт вновь стал подогреваться в середине июля 2019 года. Тогда появились сообщения об инциденте в районе монастырского комплекса с участием местных жителей и пограничников Азербайджана. По словам одного из гидов, работающего в Давид Гареджи, пограничники вынесли из храма Удабно иконы, передав их гузинским коллегам. Эти действия якобы и спровоцировали протест местного населения.
Позже уже пограничная служба Грузии решила внести ясность в произошедшее: азербайджанская сторона якобы вынесла иконы из келий, чтобы предотвратить их повреждение в случае ухудшения погоды.
МИД Грузии призвал не допускать провокаций в районе Давида Гареджи
Расследование по факту расовой дискриминации
30 мая Служба государственной безопасности (СГБ) Грузии начала расследование по факту расовой дискриминации. В ведомстве сообщили, что в стране действуют группы лиц и ряд граждан, которые пытаются разжечь конфликт между этническими грузинами и азербайджанцами в регионах Квемо Картли и Кахети.
По версии спецслужб, некие люли пытаются представить ситуацию таким образом, будто представители титульной нации имеют преимущества перед этническими меньшинствами.
В рамках расследования дела 3 июня на допрос в качестве свидетеля был вызван лидер антиоккупационного движения «Сила в единстве» Давид Кацарава. По обыкновению, он и его соратники борются с российской оккупацией, но ранее они заявляли о готовности защищать и другие рубежи Грузии. В прошлом году, во время очередного обострения, «Сила в единстве» обещала патрулировать территорию вдоль грузино-азербайджанской границы.
Нынешний вызов на допрос, по словам Кацарава, касался и ситуации вокруг Давид Гареджи. С активиста взяли расписку о неразглашении, поэтому других подробностей он не раскрыл. Тем не менее, Давид Кацарава заверил: проблема монастыря – новая выдумка властей, призванная сдержать деятельность антиоккупационного движения.
Спор о наследии
Совместная комиссия по демаркации и делимитации грузино-азербайджанской границы была создана еще в 1996 году. Несмотря на это, около трети разделительной линии, в том числе участок, проходящий через монастырь, остается несогласованной.
В Тбилиси давно заявляли, что часть комплекса оказалась на территории Азербайджана в результате административного размежевания советских времен. Так при формировании границ монастырь Бертубани оказался на территории Азербайджана, а Удабно и Чичхитури – непосредственно в пограничной зоне. Вопрос о принадлежности исторического памятника остается открытым до решения совместной комиссии.