Евросоюз не признал легитимными итоги президентских выборов в Беларуси. Россия на этот счет официально хоть ничего и не заявляла, но в Кремле напомнили: Путин уже поздравил Лукашенко с победой. А это равнозначно признанию выборов. На этом фоне еще одна соседняя страна – Украина – вызвала в Киев для консультаций своего посла в Беларуси. Такое решение объяснили «недопустимостью действий Минска». О ситуации в Беларуси и не только СОВА поговорила с послом Украины в Тбилиси Игорем Долговым. Диана Шанава пообщалась с дипломатом на приеме в посольстве по случаю празднования Дня независимости Украины.
— МИД Украины впервые в истории двусторонних отношений отозвал своего посла в Беларуси. Говорит ли это об охлаждении отношений между Киевом и Минском?
— Посол Украины был отозван из Беларуси по причине того, что Минск выдал 32 человека с украинскими и российскими паспортами России. Хотя генеральная прокуратура Украины просила этого не делать – у них были доказательства участия этих граждан в российско-украинском конфликте на востоке страны. Доказательства того, что они воевали на стороне агрессора. Этих людей просили вернуть в Украину, украинскому правосудию. Но белорусские власти отправили почти всех, кроме одного человека, в Россию.
Пока об охлаждении отношений речи не идет. Главная причина того, что посол был отозван из Минска, – это консультация.
— Стоит ли нынешний политический кризис в Беларуси в повестке дня Киева?
— Конечно, события, происходящие в Беларуси, также являются предметом забот и ежедневных консультаций в Украине. И мнение посла Украины также будет очень важным в вопросе с Беларусью. Посол на данном этапе информирует украинские власти о том, что на самом деле происходит в Минске. И на протяжении последних 10 дней минская повестка ежедневно обсуждается в Киеве.
— А Киев признает легитимность белорусских выборов?
— Мы не признали результаты этих выборов, и я не вижу причин, по которым мы бы могли или должны были признать их результаты.
— Многие сейчас говорят о возможном повторении «украинского сценария» в Беларуси. Особенно часто это можно услышать на российских федеральных каналах. Насколько возможен такой исход?
— В чем различие минских протестов от того, что происходило в Украине – во время «Оранжевой революции», «Майдана» никогда не блокировали интернет. Поэтому ту информацию, которая циркулирует в обществе и на которую многие опираются, нужно досконально проверять. Много фейков, ложной информации и мусора, который не соответствует действительности.
С другой стороны, из-за этого мы не имеем объективной картины протестов, причин, требований протестующих и организации этих акций. Лично я вижу сейчас, что главным организатором протестов является Telegram. Это единственный источник информации для людей. Главная отличительная черта – это то, что результатом «Майдана» стало проведение третьего тура выборов. А это привело к смене власти. Но в Украине были все доказательства фальсификации результатов голосования. В Беларуси доказать фальсификации крайне сложно, потому что бюллетени были уничтожены.
— А в чем, по-вашему, схожесть происходящего в Беларуси с «Майданом»?
— Когда в Украине начинался «Евромайдан», спецназ тоже нападал на студентов, потом и на простых граждан, стреляли резиновыми пулями. И в Беларуси, возможно, таких жертв больше. Но пока еще не все вышли из тюрем, поэтому всех доказательств издевательств пока нет. И о них мы, возможно, узнаем еще не скоро. Только когда все более-менее устаканится.
— Как вы видите дальнейшее развитие событий в Беларуси?
— Не буду делать прогнозов. Могу только сказать, что происходящие сейчас протесты могут вызвать серьезный кризис в Беларуси. То, что мы сейчас видим, – это мирные протесты, которые перешли в следующую фазу, когда останавливаются предприятия, забастовку объявляют ключевые заводы Беларуси, на которых держится все белорусское ВВП. И если эти заводы встанут, а к этому все идет, Беларусь окажется в тяжелом экономическом кризисе. Это главный вопрос, которым должно заниматься сейчас правительство. Им также необходимо понять, что цели этих протестов – восстановление справедливости. Поэтому людям надо дать шанс, чтобы их голоса были услышаны и их просьбы были выполнены.