Кто отравил Навального: версия ЕС
Отравление Навального «бросило тень» на отношения Москвы и Брюсселя. Шесть россиян и Научно-исследовательский институт органической химии и технологии стали главными героями санкционного списка ЕС, опубликованного 15 октября. Попали они туда за нарушение Конвенции о запрещении химического оружия. Вводить санкции по этой статье для Брюсселя не ново. В 2019 году Евросоюз уже делал это против россиян, причастных, по версии Запада, к отравлению «Новичком» Скрипалей. В этот раз – речь об отравлении Навального.
Попавший в список ближний круг Путина, согласно отчету ЕС, ответственен за преступление. Высокопоставленные чиновники, по мнению авторов, знали и содействовали отравлению главного российского оппозиционера. Вот те, кому запрещен въезд в страны Евросоюза и чьи европейские активы будут заморожены:
- Андрей Ярин, начальник управления внутренней политики администрации президента России;
- Сергей Кириенко, первый замглавы администрации президента;
- Сергей Меняйло, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе;
- Александр Бортников, директор ФСБ;
- Павел Попов и Алексей Криворучко, заместители министра обороны РФ;
- Научно-исследовательский институт органической химии и технологии, разработавший «Новичок».
В Брюсселе указывают на слаженную работу системы путинского режима, где каждый из фигурантов несет ответственность за тот или иной аспект, способствовавший отравлению Навального. Согласно отчету ЕС, первый в списке – Андрей Ярин – участник рабочей группы в администрации президента, «которая противодействует влиянию Алексея Навального в российском обществе, в том числе посредством операций, направленных на его дискредитацию».
Отравление такого масштаба невозможно было осуществить «без согласия администрации президента России», первым замом главы которой является Кириенко. Невозможно все это были и без участия ФСБ. А чиновники Минобороны были ответственны за безопасное хранение и уничтожение запасов химического оружия. В список они угодили за «умысел или халатность». Полпред президента Меняйло же «ответственен за побуждение и поддержку лиц, которые были причастны к преступлению. И, соответственно, Институт попал в список за «халатность по отношению к запасам химического оружия, которые должны были быть уничтожены».
В списке появилось и имя «личного повара» Путина Евгения Пригожина. Формально – за то, что он «ответственен за деятельность зарубежных наемников в Ливии и за многочисленные нарушения оружейного эмбарго». Но, как рассказали некоторые европейский дипломаты изданию Wall Street Journal, попадание Пригожина в список связано с участием в преследовании оппозиционера Навального.
Впрочем, упоминание всех этих лиц, по словам пресс-секретаря Кремля, лишены всякой логики. Дмитрий Песков считает, что таким образом Совет ЕС нанес вред отношениям с Москвой и, «проанализировав» случившееся, Москва «будет действовать исходя из своих интересов». Еще до появления списка глава МИД России Сергей Лавров заявил: Москва непременно ответит. И ответит «зеркально». Ведь «подобные действия являются элементами дипломатической практики».
В целом, подозрения и обвинения ЕС в отношении России понятны. Даже если забыть о заявлении самого Навального, который считает, что за его отравлением стоит лично Путин. Россия попросту не стала содействовать раскрытию отравления оппозиционера. Что, в общем, не странно на фоне заявления Путина, который говорит: «Навальный сам мог проглотить этот яд».
Вил Мирзаянов, участвовавший в создании «Новичка», ранее делился в беседе с СОВОЙ, что считает произошедшее исключительно государственной работой, поскольку «никаких частных людей в современной России быть не может».
«Это все делается с позволения самого Путина. Так что, других вариантов нет и невозможно предположить. <…> Во время Советского Союза таких оппонентов, как Навальный, который непосредственно грозит власти самого Путина, не было. Были, конечно, диссиденты и прочие, но они – так себе. И поэтому не было опасности. Тогда я не слышал, чтобы применяли химические отравляющие вещества против таких диссидентов», – говорит Мирзаянов.
Кто «вылечил» Навального
За день до публикации санкционного списка Навальный назвал имена людей, которые взяли на себя расходы за «спасение» и реабилитацию оппозиционера в Германии. Хоть Песков и считает, что жизнь «этого пациента», который, по версии Кремля, сотрудничает с ЦРУ, была «спасена именно в России».
В своем посте в Instagram Навальный подробно рассказал, кто и сколько заплатил за лечение и пребывание в Берлине.
«Финансы и источники доходов политика должны быть открыты. Я всегда выступаю за это и сам уже несколько лет публикую информацию о своих доходах и имуществе, хотя обязанности у меня такой нет, я не чиновник», – написал оппозиционер.
Расходы за транспортировку из Омска в Берлин (самолет т стоил 79 тысяч евро) взял на себя предприниматель Борис Зимин, сын основателя «Билайна» Дмитрия Зимина. Еще в 2019-м Навальный рассказывал, что тот с самого начала финансировал Фонд борьбы с коррупцией и стал главным источником доходов.
Лечение в берлинской больнице «Шарите», которое обошлось в 49 900 евро, оплатили вскладчину предприниматель, бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин, экономист Сергей Алексашенко и айтишник, руководитель «Яндекс.Браузера» Роман Иванов.
Сколько Навальному обойдется дальнейшее проживание и лечение, неизвестно. Но и за эти расходы взялся активный критик путинского режима Чичваркин, который с момента знакомства с семьей Навальных поддерживал антикоррупционную деятельность оппозиционера.
«Я переводил пожертвования ФБК, иногда оплачивал юристов… А здесь сам Бог велел. Это вопиющая прилюдная попытка казнить неугодного политика. Если мы что-то можем сделать, чтобы его спасти, мы должны это сделать. Деньги для этого и нужны – чтобы строить, созидать, дарить здоровье и жизнь», — поделился предприниматель в беседе с Forbes.
Пока Навального спасали уехавшие из России соотечественники, на родине заблокировали банковские счета его и членов его семьи, а также счет индивидуального предпринимателя, и арестовали квартиру.
«Это совершенно незаконно. Таким образом у меня не просто украли все деньги, которые были, но и лишили возможности их зарабатывать. Впрочем, разве можно было ожидать чего-то другого? Кампания «Навальный, лучше не возвращайся» набирает обороты», – пишет оппозиционер.
«Северный поток-2»
Сообщения об обнаруженных в организме Навального следах «Новичка» со стороны Германии вызвали вопросы о будущем проекта «Северный поток-2» – газопровода от порта Усть-Луга (Ленинградская область) до немецкого Грайфсвальда. Немецкая партия «Союз 90 / Зеленые» потребовала от правительства заморозить проект из-за «очевидного покушения на убийство структурами Кремля». Привлечь к ответственности Россию остановкой трубопровода призывал и в американском Сенате. Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин ранее говорил: блокировка строительства «Северного потока-2» – «главная цель раскручивания дела Навального для некоторых стран Запада».
Между тем, и в самой Германии некоторые говорят, что отказ от проекта приведет к серьезным экономическим последствиям. В 2017 году к финансированию строительства трубы присоединились пять европейских компаний. Санкции в отношении проекта не ввели.
Сам Навальный в своем первом интервью после отравления немецкому изданию Der Spiegel заявил: они бы были «бесполезны». Он считает необходимым наказать «конкретных преступников».
Из-за «особых отношений» между Германией и Россией, считает Навальный, «долгое время считалось невозможным, что Путин рискнет пойти на конфликт с Берлином».
«Это осталось в прошлом, как и время, когда вы не могли себе представить возможность политических убийств в России», – сказал Навальный.
Впрочем, накануне заседания Евросовета, где принимали решение о санкциях против России, глава МИД Сергей Лавров пригрозил: «если в Евросоюзе не понимают необходимости взаимоуважительного диалога с Москвой, то Россия будет вынуждена прекратить с ним общаться».
Санкции, тем не менее, были введены. Теперь остается ждать, каким будет «зеркальный ответ» Кремля.