yulia navalnaya 139353336 543593353266581 1117099645342468789 n политика featured, Алексей Навальный, Владимир Путин, Крым, Россия, украина

Не «Брат» Украине: Навальный, водочка и бутерброд

Дело российского оппозиционера Алексея Навального стало по-настоящему трансграничным. Приговор политику осудили лидеры мировых держав. Правда, как в самой России, так и в мире отношение к фигуре Навального – далеко неоднозначное. Чем ярый критик Путина не угодил Украине – в материале СОВЫ.

«Мальчик, водочки нам принеси. Мы домой летим». Эту фразу из эпохальной балабановской криминальной киноленты «Брат 2», возвращаясь из Германии в Москву, произнесла жена Алексея Навального Юлия. Цитата принадлежит героине фильма – проститутке Даше по кличке «Мэрилин», которая вместе с Данилой Багровым после долгих приключений в Америке летит на родину. И к этой фразе, как и в целом к киноленте, в Украине свое отношение.

С 2015 года боевик запрещен украинским Госкино для кинотеатрального и телевизионного показа, публичного коммерческого и домашнего видео на всей территории страны. Причина – он «содержит сцены, которые являются унизительными для украинцев по национальному признаку». И в условиях аннексии Крыма и войны в Донбассе – «показ фильма неуместен».

В «Брате 2» режиссер Алексей Балабанов выдерживает в том числе и «украинскую линию». Там и «бендеровцы», и будущий «Крымнаш». В одном из эпизодов брат главного героя Виктор Багров убивает в чикагском ресторане украинского мафиози. Делая контрольный выстрел, Багров-старший произносит: «Вы мне, гады, еще и за Севастополь ответите».

За это и не только еще в первые годы экранизации в Украине фильм назвали «витриной российского шовинизма» и квинтэссенцией «русского мира». Потом были Крым и Донбасс. Так что и сегодня украинцы считают, что любая фраза из «Брата 2» – это маркер и культурный шифр.

В свое время белорусский оппозиционный блогер Максим Мирович назвал культовый для российского зрителя боевик «программным фильмом современной российской диктатуры» и «программным кино для поколения, выросшего в 2000-е годы и впитавшего «ценности» фильма как единственно верные».

Навальная Россия: чего ждать Грузии от российского оппозиционера

С такими ценностями, считают многие критики, вырос и Навальный. Экранизация второй части криминальной драмы Балабанова пришлась как раз на его первые шаги в политике. Фраза, брошенная женой оппозиционера, лишь убедила некоторых украинцев в том, что Россия Навального для них не станет лучше России Путина.

«Неизвестную никому цитату именно из этого фильма выбирает «надежда российской демократии» при возвращении домой. Можно сколько угодно стараться слепить из Навального демократа, «хорошего русского» или жертву внутренних российских обстоятельств, чтобы оправдать его высказывания о Крыме. Но слова «Мальчик, водочки нам принеси. Мы домой летим» говорят о лидере российской оппозиции и его мировоззрении значительно больше, чем все пафосные декларации», – пишет украинский историк Роман Лехнюк.

Журналистка Соня Кошкина это мнение разделяет. В своем Facebook она призналась: после просмотренного видео все остатки эмпатии исчезли мгновенно. «Какая страна, такие у них моральные авторитеты». Если для определенной части россиян Данила Багров – борец за справедливость и защитник от «притеснения русских», то для других он «великорусский шовинист». По ее словам, «российские либералы, демократы, прогрессивный класс и другие борцы за светлое будущее – неисправимы».

Историк Павел Артимишин также считает: «оппозиционный к Путину – не значит, что априори благосклонен к Украине».

«Не факт, что уже завтра не Путин, а Навальный будет спрашивать у Киева «В чем сила?». И о Севастополе может вспомнить. Тем более что «Крым – это не бутерброд с колбасой», не так ли?», – пишет Артимишин.

Прощай, сердитая Россия: почему россияне перебираются в Грузию

Украинский вопрос: граница российской демократии

Российская оппозиция и демократия, принято считать в Киеве, обычно заканчивается на украинском вопросе. И Навальный как «демократ» для украинцев заканчивается именно там, где речь заходит о территориальной целостности и суверенитете. И хоть его расследования восхищают многих и в Киеве, некоторые заявления политика дышат в унисон с имперской риторикой Путина.

В 2014 году позиция Навального по Крыму стала буквально афоризмом:

«Крым – это бутерброд с колбасой, что ли, чтобы его туда-сюда возвращать?»

По этому вопросу у российского антикоррупционера несколько парадоксальная позиция. С одной стороны, говорит политик, «Крым был захвачен с вопиющим нарушением всех международных норм», но с другой – «Крым останется частью России и больше никогда в обозримом будущем не станет частью Украины».

Инфодемия: споры вокруг «дворца Путина» и кто такой «немецкий протестун»

Вскоре после аннексии Навальный заявлял, что на полуострове следует провести честный референдум, поскольку «стратегически то, что сделано с Крымом и Украиной, принесет большой вред России».

«И это даже нанесло колоссальный удар по тому «русскому миру», который яро защищает Путин. Потому что мы не обрели ничего, кроме 40-миллионого населения, которое нас теперь ненавидит. Но проблема Крыма – проблема, которую нельзя решить быстро. Нельзя решить бутербродом. Его нельзя просто вернуть. Проблема Крыма должна решаться референдумом, которого там не было. Но в настоящий момент там 3 миллиона российских граждан, и у них есть паспорта. Крым – проблема на десятки лет, которая будет отравлять существование всех», – сказал Навальный в 2015 году в интервью Радио Свобода.

В 2019-м свою позицию по крымскому вопросу оппозиционер только укрепил, заменив лишь аллегорию: на смену «бутерброду» пришел «фарш».

«Фарш обратно не провернешь».

По словам научного сотрудника Atlantic Council Питера Дикинсона, своими высказываниями Навальный «поддерживает империалистическую идею «русского мира», простирающегося за пределы современной России». Свидетельством тому может служить и один из последних роликов основателя ФБК на YouTube: раскрывая личности людей, причастных к его отравлению, оппозиционер показывает виртуальную карту России, где оккупированный Крым – ее часть.

Санкционное оцепление. Или как Москва погружалась в изоляцию

Несмотря на все это глава МИД Украины Дмитрий Кулеба считает: враг моего врага – мой друг. Поэтому Навального нужно поддерживать, хоть и «не нужно им очаровываться».

«Алексей Навальный – человек, который сейчас является олицетворением протестов… Он – враг Владимира Путина, поэтому мы поддерживаем и свободу Алексея Навального, и всех людей, которые выступают за эту свободу».

Но с этим утверждением согласны не все. К примеру, украинский журналист Виктор Трегубов такую тактику считает унизительной.

«Либерал и демократ не может быть шовинистом, а он – органичный шовинист, который искренне презирает все нации вокруг. Да, последнее время он это немного маскирует, но натура прорывается – как цитата из «Брата 2».

Эта, казалось бы, безобидная фраза о «водочке» укрепила многих в мысли, что потенциальный президент Алексей Навальный вряд ли изменит отношение Кремля к Украине. Ведь «он такой же имперец, как Путин». Кто-то верит в шанс на лучшее будущее и добрососедство, а кто-то считает такие надежду наивными. Ведь хороший президент для своей страны не означает хорошего президента соседней.

SOVA

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика