История грузинских ковров берет начало в XIII-XIV веках. SOVA посетила Галерею кавказских ковров. Она принадлежит семье, которая занимается этим делом уже 35 лет.
Рати – один из владельцев семейного бизнеса по продаже ковров, паласов, скатертей ручной работы. Мужчина считает, что Грузия – это не только вино и чурчхела, но и старинные традиции ткачества. А сегодня это можно приравнять к высокому искусству.
«Моя семья покупает и коллекционирует ковры, паласы со всей Грузии. Мы знаем цену, поэтому инвестируем в это деньги. Также мы популяризируем грузинское ткачество среди иностранцев».
На местных приходится лишь 10-15% продаж. Большинство покупателей – европейцы и американцы. По словам Рати, они высоко ценят ручную работу и единичное количество экземпляров.
«Бывало, что мы заходили в семью, у которой хранился старинный ковер, рассматривали его и говорили, что это, например, персидский или афганский ковер, изготовленный 50-100 лет назад. Люди очень удивлялись, так как давно забыли, откуда он у них».
Циклы изготовления ковров
Существуют разные техники изготовления ковров. Они бывают вышитыми, ткаными или ворсовыми. Встречается и смешение техник. В Грузии в основном изготавливают паласы без ворса (по-грузински пардаги). Центром изготовления ковров ручной работы считаются горные районы, где разводили овец, соответственно, обрабатывали шерсть.
Первым этапом создания ковра была добыча шерсти, затем из нее получали нитки. После – нитки окрашивали натуральными красителями и начинали ткать уникальное изделие. Для создания небольшого ковра, например, размером 1х1,5м мастеру необходимо четыре-пять месяцев работы.
«В нашей коллекции есть ковер, которому 150 лет, и выглядит он как новый! Все дело в натуральных красках. Например, чтобы окрасить нитки в красный цвет раньше использовали корень эндро, для синего цвета – индиго».
Рати признается, что его семья до сих пор изучает старинные техники окрашивания. В семейном бизнесе занимаются и реставрацией испорченных изделий, используя при этом старинный нитки, чтобы сохранить аутентичность. В этом кропотливом деле важна каждая ниточка, разобранная и заново собранная.
Узоры на коврах и паласах
Изучение значения узоров, изображаемых на коврах, продолжается.
«У каждого региона Грузии – свой уникальный почерк, мы называем это – племенным дизайном. Например, хевсурские ковры – полосатые, а изделия из Тушети обычно имеют темный фон с ярким контрастным орнаментом».
Также есть и сюжетные рисунки, например, изображения животных – оленей, львов, лошадей.
Узор, называемый «соты», считается современным.
«Сегодня такие ковры – это уже декор интерьера. Но традиционно в Грузии ковры вешали на стены, клали на пол или украшали ими диваны».