Успех встречи Владимира Путина с Джо Байденом в Женеве, кажется, может помочь России в преодолении международной изоляции – если она, конечно, этого захочет, пишет издание The Bell. Ссылаясь на европейские СМИ, оно отмечает, что теперь о встрече с Путиным задумались и европейские лидеры – Ангела Меркель и Эммануэль Макрон хотят организовать саммит Россия-ЕС. До 2014 года такие встречи были регулярными.
По информации Financial Times, с предложением пригласить Путина на встречу с лидерами Евросоюза выступила канцлер ФРГ, и в этом ее поддержал президент Франции. Газета называет действия Меркель «призывом к новой стратегии близкого взаимодействия ЕС с Россией».
Традиция саммитов Россия-ЕС прервалась в 2014 году с присоединением Крыма к России, отмечает газета. Но сейчас Германия видит во встрече Путина и Байдена шаблон для возрождения отношений союза с Россией.
Дело уже дошло даже до первоначальных переговоров о саммите между европейскими чиновниками и Кремлем, и один из обсуждаемых вариантов – саммит лидеров ЕС с участием Владимира Путина, пишет FT.
«Байден доволен, а Путину по барабану». Что пишут о саммите в Женеве
23 июня послы Германии и Франции представили идею саммита на заседании комитета постоянных представителей ЕС – и она стала для остальных стран неожиданностью. В то же время в последние несколько дней Меркель проводила активные консультации с союзниками – встречалась в Берлине с Макроном, премьером Италии Марио Драги и госсекретарем США Энтони Блинкеном.
Также Германия и Франция предложила коллегам по Евросоюзу черновик нового заявления по России, которое предполагается принять в пятницу – после завершения очередного саммита ЕС. Как выяснила FT, текст выдержан в намного более примирительном тоне, чем последний доклад Еврокомиссии, в котором говорилось о «негативной спирали» отношений с Россией. В нем отмечается необходимость взаимодействовать с Москвой в сферах общих интересов – экологии, развитии Арктики, трансграничном сотрудничестве, борьбе с терроризмом, космосе, здравоохранении и разрешении вопросов по Сирии и Ирану. В документе напрямую предлагается «пересмотреть существующий формат диалога с Россией, в том числе в части встреч на высшем уровне». Впрочем, остались в нем и слова о необходимости противостоять российской враждебной деятельности.
Двигатели темных схем: оборонка UA, деньги CN, связи RU и сделка GE
Ангела Меркель, которая и так часто разговаривает по телефону с Владимиром Путиным, в последний раз общалась с ним 22 июня – в день 80-летия нападения Германии на СССР. «Констатировано, что для судеб послевоенной Европы ключевое значение имело преодоление взаимной вражды и примирение российского и германского народов», — говорится в кремлевском пересказе разговора. Призывы к примирению были главной темой и в вышедшей в тот же день статье Владимира Путина в Die Zeit, посвященной годовщине.
Предложения Германии и Франции, сделанные в последний момент перед саммитом, вызвали скандал среди других членов ЕС, сказал FT дипломатический источник, в негативном ключе высказались и двое других. Наибольшее сопротивление традиционно ожидается от стран Балтии и Польши.
Обсуждение может усложнить инцидент в Крыму – как заявило Минобороны РФ, британский эсминец Defender, проходя мимо мыса Фиолент под Севастополем, зашел в российские территориальные воды и отказывался их покинуть, после чего российский сторожевой корабль выполнил предупредительную стрельбу, а бомбардировщик Су-24 – предупредительное бомбометание по курсу корабля. Британцы, которые, разумеется, не считают Крым российской территорией, заявили, что корабль шел в международных водах, а никаких бомб не было. Минобороны обратное доказывать не стало, опубликовав только кадры, снятые перед предполагаемым бомбометанием.
Как отмечает The Bell, в свете сообщений о возможной встрече Путина с лидерами Германии и Франции, строить больших ожиданий и ждать новой «перезагрузки» с Западом не стоит. Но «выборочный диалог», в который Москва на какое-то время вступила, означает, что геополитический дисконт, действующий в отношении российской валюты и активов, по крайней мере не будет расти, — заключает автор.