Афган-2021: триумф «Талибана» и риски для Грузии - SOVA
политика

Афган-2021: триумф «Талибана» и риски для Грузии

После того, как 15 августа боевики группировки «Талибан» вошли в Кабул, президент Ашраф Гани спешно покинул Афганистан. Уезжают из страны и иностранцы, а тысячи местных жителей собираются в аэропортах и на аэродромах, надеясь попасть на улетающий борт. Самые отчаянные хватаются за шасси – кадры того, как люди падают с набирающих высоту самолетов шокировали мир. В Афганистане, тем временем, по-прежнему остаются граждане Грузии. SOVA попыталась выяснить их судьбу, а также узнать у экспертов, какие риски несет успех «Талибана» для Грузии.

Бегство от талибов

Обстановка в Афганистане обострилась после того, как 1 мая Соединенные Штаты и международные партнеры начали вывод войск из страны. По решению президента Джо Байдена, миссия США должна завершиться к 31 августа.

Но за две недели до истечения этого срока террористическая группировка «Талибан» захватила власть в стране. Лидеры талибов по телевидению рассказали о том, как отныне будет жить Афганистан. При этом они пообещали сохранить кое-какие права и свободы, пообещав безопасность и иностранцам.

Тем не менее, власти иностранных государств предпочитают эвакуировать своих граждан. Хотя получается не у всех. В Тбилиси заявляют, что в настоящее время в Афганистане находятся 22 гражданина Грузии. По словам замминистра иностранных дел Александра Хвтисиашвили, застрявшие в Кабуле грузины – это бывшие военнослужащие, 17 из которых работают в канадской компании, остальные – в американской. Они находятся примерно в 2 км от аэропорта.

Изначально граждан Грузии должен был эвакуировать украинский борт, но, как сообщил Хвтисиашвили, из-за напряженной обстановки в городе они не смогли самостоятельно добраться до аэропорта. Поэтому официальный Тбилиси для эвакуации своих граждан решил отправить в Кабул отдельный борт.

Дядя Георгия Джорджиашвили оказался среди тех, кто пока не может выбраться из Афганистана. Имя и фамилию своего родственника Георгий просит не упоминать из соображений его безопасности. В Афганистане мужчина работал в спецназе по контракту с США. Согласно последней информации, которую Георгий получал от дяди, сейчас он ждет эвакуации в Грузию.

«Мы с ним разговаривали сегодня. По его словам, они ждут вылета. Скорее всего, это произойдет завтра утром. Их вывезет компания, в который он работает. Если до того момента грузины предоставят какую-то другую возможность, то он воспользуется ей. Сейчас он в безопасности», – рассказал Георгий.

Угрозы для Грузии и Южного Кавказа

По мнению востоковеда и исследователя «Фонда Рондели» Зураба Батиашвили, Грузии и в целом Южному Кавказу следует со всей серьезностью отнестись к событиям в Афганистане. Ведь власть в Кабуле захватила группировка, многими странами признанная террористической, что не может не влиять на процессы в большом регионе Среднего Востока.

«У них довольно радикальные взгляды и идеология, и это создает ряд угроз и вызовов не только Афганистану, но и всему региону. Один из факторов риска – увеличение потока афганских наркотиков как основного источника доходов талибов в регионе (включая Грузию), а также укрепление радикальной идеологии и усиление позиций радикальных группировок в Афганистане и соседних странах», – говорит Батаишвили.

Дипломат и директор Центра геополитических исследований GSAC Валерий Чечелашвили отмечает, что вывод американских войск и стремительный захват власти группировкой «Талибан» формирует абсолютно новые правила игры в регионе.

«Конечно, это повлияет и на Грузию, поскольку это новая реальность для большого Ближнего Востока, куда по ряду параметров относится и Южный Кавказ. Появляется новый игрок, действия и мотивация которого все еще неясны. Как он будет себя вести и какие цели будет преследовать на внешнеполитическом поле – пока непонятно. Какова будет их политика внутри Афганистана – ясно, а вот как они будут позиционировать себя в системе международных отношений – не совсем. Пока от руководства «Талибана» поступают весьма смешанные сигналы».

Не «драматизировать» ситуацию раньше времени и не преувеличивать влияние Афганистана на грузинскую повестку призывает эксперт по международным отношениям Торнике Шарашенидзе. По его мнению, «Талибан» будет оставаться проблемой в первую очередь для соседних стран.

Интересы Турции и России

В афганской конфигурации давно переплетены интересы многих региональных стран и мировых держав. Россия, в свое время в лице СССР обломавшая зубы в Афганистане, крайне настороженно следит за действиями талибов – они теперь надолго у границ ОДКБ, в уязвимом подбрюшье т. н. ближнего зарубежья. Китай с востока, Пакистан с юга, а Иран с Запада – все эти страны, вероятно, желали ухода американцев, но вряд ли были готовы к таким радикальным переменам. Известно о тесных связях «Талибана» с некоторыми арабскими странами, но сейчас в регионе может появиться еще один игрок – Турция.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган еще в июне в кулуарах саммита НАТО заявил главе Белого дома Джо Байдену, что после вывода войск из Афганистана Анкара может взять на себя роль роль защитника, которую играл альянс. В свою очередь генсек НАТО Йенс Столтенберг также заявил, что в будущем Турция действительно может играть ключевую роль в Афганистане.

«С одной стороны Турция – член НАТО, а с другой – единственное мусульманское государство в альянсе. Так что, если кто-то и может усилить свое влияние, хотя бы с точки зрения коммуникации с этим режимом, так это Турция. Ожидания усиления роли Турции не в самом Афганистане, а в связи с его проблематикой, представляется мне обоснованным», — говорит Валерий Чечелашвили.

Впрочем, ранее «Талибан» выступил резко против военного присутствия Анкары в регионе. Лидеры группировки указали на то, что «присутствие иностранных сил в Афганистане, независимо от названия страны, является агрессией, и к узурпаторам будут относиться на основании фетвы, которую дали полторы тысячи ученых Афганистана».

Талибы сочли, что «решение турецких властей является легкомысленным шагом и противоречит суверенитету нашей нации, региональной безопасности и национальным интересам».

По мнению эксперта Зураба Батиашвили, вполне возможно, что в Афганистане вновь пересекутся турецкие и российские интересы, как это происходит в Сирии и Ливии. «Но в Афганистане присутствуют интересы большего количества стран – это Иран, Китай, Пакистан, Индия. Пока сложно предсказать, как будет действовать «Талибан», и трудно предсказать, чьи интересы будут превалировать».

Эксперт Центра геополитических исследований Чечелашвили усиления влияния Москвы в регионе не ожидает. По его словам, в Афганистане все еще есть «свежий шлейф от действий Советского Союза, который там ассоциируется с Россией».

«Думаю, об усилении роли России в Афганистане говорить не приходится. Если талибы рассчитывают расширять свое влияние вне границ Афганистана, то одним из направлений будет северное, то есть Центральная Азия. И если талибы действительно думают об этом, то там основным противодействующим фактором для них будет Россия. Так что они должны воспринимать Россию как своего конкурента».

В этой связи эксперт Торнике Шарашенидзе отмечает, что события в Кабуле вряд ли радуют Москву и Анкару. Многие годы Афганистан держался на одних только американцах, но теперь ситуация изменилась, и отвечать за глобальную безопасность придется всем.

«Сейчас Афганистан станет головной болью для России и Китая. У Америки высвободятся ресурсы. Они более активно смогут заняться другими регионами. России и Турции придется переключиться на Афганистан, что их, скорее всего, никак не радует. Так как американцы последние 20 лет выполняли всю черную работу за всех других. А сейчас это закончилось. И в первую очередь этим придется заняться соседям Афганистана», – считает Шарашенидзе.

Пока же все выжидают паузу. Как выразился спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов, все эти дни бойцы «Талибана» захватывали города мирно, без единого выстрела, «что вызывает у нас удовлетворение». Отметив, что Москва будет судить не по словам, а по делам, советник Кремля добавил: «Пока себя талибы и новая власть ведут прилично».