— Несколько дней назад вы опубликовали в своих соцсетях статус о новом случае угроз в адрес проживающего в Тбилиси азербайджанского журналиста. Расскажите, что вам об этом известно?
— Этот журналист уже давно живет в Грузии, в Тбилиси. Более двух лет. Он обращался к грузинскому правительству за политическим убежищем. Три или четыре месяца назад ему начали угрожать по телефону, звонили с грузинского номера. Он обратился в полицейский участок, и ему обещали начать расследование. Ему сказали, что бояться нечего.
Он работает на популярном азербайджанском интернет-телевидении. Это телевидение запрещено в Азербайджане. Он работал из-за границы: из Грузии и Европы. В интересах его безопасности мы не можем называть его имя. Полиция тоже советует не говорить, кто он и на каком телевидении работает. И сам он не хочет, чтобы его имя раскрывали. Наверное, боится.
— В июле этого года произошел еще один инцидент, связанный со смертью в Грузии азербайджанского блогера Гусейна Бакиханова. На каком этапе сейчас находится расследование по этому делу?
— Грузинское правительство нам ничего не говорит. Сейчас мы не знаем, что там происходит. Фактически, нас от этого дела отстранили. Мы требуем от грузинского правительства, чтобы они показали видео из гостиницы. Это очень престижный отель в Тбилиси, там на каждом углу есть видеокамера: на лестнице, в лифте. Наши ребята были в этом отеле. Если они говорят, что это было самоубийство, они должны показать кадры. Там же везде есть видеокамеры. Тогда покажите, что это было самоубийство.
Смерть блогера в Тбилиси: азербайджанские диссиденты подозревают Баку
— В одном из своих постов вы обратились к министру внутренних дел Грузии Вахтангу Гомелаури со словами: «Господин министр, вы до сих пор скрываете убийство Гусейна Бакиханова в соответствии с полученным из Баку приказом». Вы считаете, что грузинские спецслужбы действуют по инструкциям из Баку? И какие у вас есть основания для таких предположений?
— У грузинского правительства на азербайджанских журналистов нет никакого зла, это все заказ из Баку. Живущие в Тбилиси азербайджанские оппозиционеры или журналисты – не угроза для правительства Грузии. Они не граждане не Грузии, не участвуют в выборах. Это все – заказы из Баку, от азербайджанского правительства, а грузинское правительство их исполняет. Они работают вместе. По крайней мере, в моем деле вместе работали грузинская криминальная полиция и азербайджанские спецслужбы. И в целом, у грузинских спецслужб с азербайджанскими очень тесные отношения. Они вместе работают против азербайджанских журналистов и оппозиционеров. Когда я жил в Тбилиси, там очень много жило азербайджанских журналистов и оппозиционеров – около 50-ти, а сейчас осталось только 5-6 человек.
— Как вы считаете, почему Грузия, которая долгое время считалась азербайджанскими активистами островом безопасности и свободомыслия в регионе, оказалась неспособной обеспечить эту безопасность? Число отказов в политическом убежище с 2014 года для граждан Азербайджана стабильно превалирует над положительными ответами.
— Безопасно было, когда в Грузии было коалиционное правительство. Даже во время Саакашвили мы не могли чувствовать себя свободными в Грузии. Тогда тоже были очень большие проблемы. А вот первый период правления Иванишвили, когда было еще коалиционное правительство, тогда да, Грузия на Кавказе действительно была островом свободы.
А сейчас Иванишвили строит очень серьезный авторитарный режим и, насколько я знаю, достаточно коррумпированный. Мы слышим про коррупцию, взятки… И он очень тесно связан с Алиевым. Они вместе работают, зарабатывают очень большие деньги в общем бизнесе. Они вместе воруют азербайджанские нефть и газ. Я считаю, что Алиев очень влияет на экономическую сферу [Грузии], поэтому они исполняют все его желания. Кроме того, в моем деле была очень большая сумма взятки, говорят, что они получили 3 млн долларов. За всеми этими делами стоят очень большие взятки.
— Учитывая последние кейсы, как вы считаете, насколько Грузия безопасная страна для азербайджанских политических эмигрантов?
— Для азербайджанских оппозиционеров или журналистов Грузия стала опасным местом. Я думаю, что наши граждане больше не должны туда ехать.
— Как бы вы в целом описали сегодняшние процессы в Грузии, учитывая инциденты с азербайджанскими гражданами, а также вступлением в силу соглашения, о котором вы также писали – между Грузией и Беларусью о взаимном сотрудничестве в сфере государственной безопасности. Это может обернуться неприятностями для белорусских политических эмигрантов.
— Для меня было очень неожиданным соглашение с Беларусью, потому что весь мир вводит против Лукашенко санкции, а Грузия подписывает такой документ. Я думаю, что здесь большую роль играет Россия. Грузинское правительство – пророссийское, я считаю. И за всем этим стоит Москва. Укрепление отношений Беларуси с Грузией – это желание Москвы, поэтому они подписали соглашение, которое будет очень сложным и для белорусов.
Но, к сожалению, есть проблемы – мы не можем просто поехать в Европу, есть проблемы с визами и другие препятствия. В таком случае, если ты должен выбирать страну, то самое простое – это попасть в Грузию. Но в скором времени жить в Тбилиси и для белорусских оппозиционеров будет опасно.
Критики Лукашенко в поисках безопасности: защитят ли их в Грузии