Будет ли 85-летний экс-премьер Сильвио Берлускони баллотироваться в президенты — этим вопросом уже несколько недель задаются пресса и политики Италии. А если будет, то наберет ли достаточное количество голосов, учитывая весь шлейф скандалов и обвинений, что тянется за ним?
Президента Италии будет выбирать в январе коллегия выборщиков, состоящая примерно из тысячи человек, в основном — депутатов и сенаторов. Президент в Италии не правит страной, но является важным модератором в политике, особенно во время кризисов.
Сам Берлускони о своем выдвижении напрямую ничего не говорил, но кандидаты в президенты Италии обычно и не выдвигаются заранее, зато депутаты от партии Берлускони «Вперед, Италия» (Forza Italia) уже как минимум с начала декабря рассказывают прессе, что он готов и настроен решительно.
«Берлускони — лидер как предприниматель, лидер в футболе как владелец «Милана», он — один из самых видных политиков в истории нашей страны, который неустанно работал над укреплением трансатлантических связей», — рассуждает в беседе с Би-би-си Антонио Таяни, который в 1993 году вместе с Берлускони основал партию «Вперед, Италия», а сейчас является ее вице-председателем.
Карьерные и политические достижения Берлускони, который не только «работал над трансатлантическими отношениями», но и был «другом Сильвио» для российского лидера Владимира Путина, в последние десятилетия оказались в тени множества скандалов и официальных обвинений.
Из всех обвинений до суда и приговора пока довели только одно — дело о мошенничестве с налогами на 62 млн евро (Берлускони получил 4 года, но в тюрьму его не отправили из-за возраста).
- Берлускони понимает, почему его сравнивают с Трампом
- Берлускони обвиняют в подкупе свидетелей по делу Руби
Обвинение в сексе с несовершеннолетней марроканкой по прозвищу «Руби-сердцеедка» с Берлускони сняли, но остается обвинение в подкупе двух свидетелей по этому делу. О секс-вечеринках с моделями на вилле Берлускони, которые прозвали «бунга-бунга», знает вся Европа.
Антонио Таяни, однако, решительно отметает вопрос, годится ли Берлускони с его имиджем в президенты.
«Во всем этом очень много пустой болтовни. Это все картинка, нарисованная левыми партиями, газетами и судьями», — говорит он.
Сам Берлускони также много раз говорил о несправедливом преследовании со стороны политических оппонентов и однажды назвал себя «самым преследуемым прокуратурой в мировой истории».
Арифметика против Сильвио
Станет ли Берлускони президентом, и даже будет ли смысл ему вообще выдвигаться — большой вопрос.
Президента выбирает коллегия выборщиков, подавляющее большинство из которых — члены обеих палат парламента. При этом для победы нужно набрать две трети голосов.
У партии «Вперед, Италия» в Палате депутатов и сенате — всего 129 мест.
Лидер движения «Пять звезд», экс-премьер Джузеппе Конте в понедельник сказал, что фракция его движения — самая большая в парламенте — Берлускони не поддержит. Лидер второй по численности силы в парламенте, популистской партии «Лига», Маттео Сальвини высказывается очень уклончиво.
Решительно против Берлускони — третья по числу депутатов и сенаторов левоцентристская Демократическая партия.
«Мы — против него не только из-за скандалов. Они поражали воображение, особенно за границей, но мы против него, потому что он не делал того, что нужно стране. Он делал то, что нужно ему», — сказала Би-би-си депутат от ДП Лиа Куартапелле.
По ее мнению, выдвижение Берлускони может стать для правых голом в собственные ворота, потому что Берлускони — это шаг в прошлое, а Италия хочет идти в будущее.
Некоторые итальянские комментаторы предполагают, что Берлускони не столько надеется стать президентом, сколько хочет оказаться в положении, в котором избрание кого-то другого будет зависеть от его поддержки.
«Гарант проституции»
Итальянская общенациональная газета Fatto Quotidiano в начале декабря начала сбор подписей под обращением к депутатам с призывом не голосовать за Берлускони.
«Президент республики — это гарант конституции. Сильвио Берлускони — гарант коррупции и проституции», — говорится в обращении.
Еще один большой вопрос — возраст Берлускони. Сейчас ему 85. Если он все же станет президентом, к концу срока ему будет 92.
«Посмотрите на королеву Елизавету!» — отметает этот довод в беседе с Би-би-си Антонио Таяни.
«Вопрос же не в возрасте, вопрос — в мозгах, — говорит он. — Сильвио Берлускони — это не только прошлое, но и настоящее. С 1994 года и до сих пор он, несмотря на все это множество нападок на него, остается в центре политических дебатов. Это — его победа».
И те, кто поддерживает Берлускони, и те, кто его не любит, согласны в одном: он — знаковая для Италии фигура. «Тефлоновый» любимец части избирателей, популист, магнат, который взобрался на вершины политики на 22 года раньше Дональда Трампа.
«Берлускони — ярчайшая фигура, противоречивая, но важная, и сейчас он хочет, может быть, не отмщения, но реабилитации. Он хочет, чтобы страна признала его государственным деятелем, а не фигурантом уголовного дела», — говорит римский политолог Джованни Орсина.
По мнению профессора Орсины, даже сейчас Берлускони не стоит недооценивать: «Это человек, способный добиваться невозможного».