Site icon SOVA

Поти-Перпиньян-Киев: из большого спорта – в кулинарию

image 648732721111 Другая SOVA featured, грузинская кухня, Дмитрий Басилая, регби, спорт

Поти-Клермон-Эдинбург

1998 год. В Поти впервые открывается секция регби. Диме Басилая на тот момент 12 лет. За его спиной – академическая гребля и футбол. Отец заходит домой и сообщает: «Идем на регби!». О том, как именно надо играть, мальчик понял только спустя четыре месяца. Когда впервые увидел регби по телевизору.

Спустя пару лет Дима в составе молодежной сборной отправился на Чемпионат мира в Южную Африку. А после одного из турниров получил приглашение в молодежный состав одной из сильнейших французских команд «Клермон».

«Я думал, что буду играть в регби лет до 20-ти, а потом уйду. Но вдруг в 19 мне поступает такое предложение – играть во Франции. И я его, конечно, принял».

В 22 года – дебютная игра в составе Национальной сборной Грузии. Дима заносит попытку и обеспечивает команде очередную победу в рамках Чемпионата Европы. В 25 вместе с командой летит на свой первый взрослый Чемпионат мира в Новой Зеландии. В игре против Англии заносит знаковую попытку. Матч с Англией Дима назовет «лучшим» в карьере. После игры его приглашают в Шотландию.

Главный тренер «Эдинбурга» Майкл Брэдли, заметивший спортсмена, в одном из своих интервью сказал:

«У Димы потрясающее отношение к работе и спорту. Он идеально подходит для этого клуба и внесет огромный вклад в развитие все более агрессивного и воинственного форварда эдинбургского регби, а его навыки обращения с мячом помогут поддержать и усилить нашу динамичную игру».

Спортивные СМИ тогда писали: нападающий, забивший вторую международную попытку в матче Чемпионата мира против Англии, считается ключом к физически сильной игре, которой славится грузинская команда.

В Эдинбурге Дима играл два года. «С мировыми звездами регби». Среди них – Джонни Уилкинсон. Мировая легенда, лучший бомбардир сборной Англии за всю историю.

Сам Дмитрий, чем спортивный путь был сопряжен с травмами и многочисленными операциями, свою профессиональную карьеру закончил в 31.

«Перед выходом на поле ты испытываешь такой адреналин, которого после ухода из большого спорта не хватает больше всего. Трудно объяснить словами… Это то приятное волнение, которого ты очень ждешь. И как только начинается игра, приходит кайф. И вся эта боль тела после игры – самое большое удовольствие. Это счастье. Но я, к сожалению, не сыграл все, что хотел…».

Начать жизнь заново в 30

Диме – 19 лет, он живет во Франции, куда его пригласили играть. Первые три года в новой стране прошли не гладко. «Жить во французском социуме без знания языка непросто».

«Из-за незнания языка кажется, что тебе там вовсе не нравится и не хочется быть. Но когда я выучил язык, из года в год мне становилось комфортно все больше и больше. Культура, места, люди».

Тогда молодой парень оказался один на один с кухней. «Хорошо, что был скайп». Когда Дима скучал по грузинской еде, набирал маме. Потом и вовсе стал экспериментировать и в прямом смысле слова вошел во вкус кулинарного процесса. По завершению профессиональной карьеры французское правительство помогло Диме найти себя. Так во Франции помогают адаптироваться профессиональным спортсменам, которые по определенным обстоятельства внезапно вынуждены уйти из спорта.

«Когда у меня случилась травма, я не знал, что делать. Каково это – заново начинать жизнь в 30 лет, когда ты служил одному делу и другого ничего не знал? Я стал думать, чему бы можно научиться. Что мне нравится? Кулинария! Открыл интернет и понял, что у нас в городе живет очень известный пекарь – Анри Пок. Один из лучших шеф-поваров Франции. Его пекарня находилась в его личном небольшом шато. За изделиями Пока туристы съезжались со всей страны. Как оказалось, ежегодно он принимал только двоих учеников. Я пошел узнать у самого Анри, могу ли стать одним из них».

Анри Пок

Во французском городке Перпиньян на юге Франции, где жил Дима, по его словам, от регби «фанатели». Сам пекарь Анри не пропускал ни одной игры. За Диму он взялся с удовольствием, сам заполнил его документы и отправил в ведомство, откуда пришел утвердительный ответ.

«Он сказал, приходи в три часа. Думаю, ну хорошо, приду в три часа дня. Оказывается – в три ночи! То есть я должен встать в два ночи, чтобы приготовиться, плюс время на дорогу. Думаю, наверное, так только сегодня, в первый день. С трех ночи до 12 дня ты стоишь на ногах, не садишься. Четыре человека выпекают 500 единиц хлеба. В семь утра пекарня должна быть открыта. Я пришел домой, спина ужасно болела, ноги распухли, колени не сгибались. А Анри сказал, что так будет каждый день. Два дня отдыха. То есть, прихожу домой, привожу себя в порядок, ем, сплю до восьми вечера, если игра в любительской команде – иду туда, и потом в пекарню. Но там была такая классная обстановка, что я с удовольствием просыпался. Ну ладно, не всегда, конечно [смеется]».

Для допуска к экзамену Диме было необходимо предоставить школьный аттестат. Но французский. Для этого нужно было сдать программу 9-го класса: физика, химия, алгебра, геометрия, история. И все на французском.

«Я с ума сошел! Благо, в Поти была хорошая школа с физико-математическим уклоном. Мама приехала в тот же день. Она все это на пять знает. Сначала я все это вспоминал на грузинском, а потом пытался понять на французском. Я чуть с ума не сошел, когда все сдал. 11 баллов были проходными, я получил 12».

В финальной части экзамена нужно было испечь около 430 единиц хлеба. На это дали время: с 10 утра до семи вечера.

«Экзамен я сдал. По красоте моя выпечка заняла третье место [смеется]».

С юга Франции в Киев

О своем ресторане Дима думал еще когда играл в регби.

«Я видел себя в этом. Я люблю этим заниматься больше всего. Когда говорят: «Что угодно, только не ставь меня на кухню». А мне бы обратного. Я это люблю».

Два года назад вместе с другом Дима прилетел в Киев. Поначалу хотели открыть грузино-французскую пекарню.

«Я увидел, что выпечка, хлебобулочные изделия здесь совсем не такие, как мы пекли во Франции. Французская технология приготовления прекрасна, а в Киеве любят грузинскую кухню. Я – грузин, французской технологией владею. Так и родилась идея пекарни. Даже придумали название «Париж-Тбилиси». Как путевка. В пандемию все рейсы были отменены и путешествие стало экзотикой. И вот тут появлялась возможность побывать и в Париже, и в Тбилиси».

Но идея пекарни трансформировалась в полноценный грузинский аутентичный ресторан Pilpili в центре Киева. Учредители – они же шеф-повара. Дима и его друг готовят на открытой кухне, чтобы параллельно общаться с гостями и рассказывать о тонкостях грузинской культуры, в том числе – гастрономической. На протяжении полутора лет Дмитрий изучал грузинскую кухню, посетил все регионы страны, чтобы возродить забытые традиционные блюда.

«Во всем процессе приготовления мне нравится результат – вкус. В грузинской кухне, в такой маленькой стране, столько вкусов, столько специй… Сколько вкусов можно создать! И мне нравится их получать. После ухода из большого спорта у меня был самый сложный год, потому что я не мог поставить себе цель. А в спорте она всегда есть. И здесь у меня цель появилась, ко мне вернулся спортивный азарт – получится мой вкус или нет».

Но из спорта Дима, уже состоявшийся ресторатор, все же не ушел. По воле случая остался в нем как главный тренер киевского клуба «Политехник».

«У этого клуба очень большая история. Но последние 19 лет они не получали бронзу. Я терпеть не мог тренерство и говорил, что никогда не стану тренером. Но как-то меня просто попросили попробовать. Я потренировал – выиграли. Потом выиграли второй раз. Я подумал – интересно. Потом мы вышли в Суперлигу, взяли третье место. Сейчас метим на чемпионство. У меня вновь есть азарт, и моя тактика пока оправдывается. В каком-то смысле я продолжаю свою спортивную карьеру. Без этого я жить не могу».

Exit mobile version