Выступая 18 марта на концерте в честь «воссоединения России с Крымом» в Лужниках, Владимир Путин сказал: «Такого единения у нас давно не было». Но так ли едины россияне в вопросе вторжения в Украину? SOVA поговорила с гражданами РФ разного возраста и социального статуса и узнала об их отношении к «спецоперации».
Что говорят опросы
Согласно данным опроса государственной исследовательской организации ВЦИОМ по состоянию на 5 марта, 71% опрошенных жителей РФ поддерживает «спецоперацию» в Украине, 21% – не поддерживает. Затруднились с ответом 8%. При этом 70% граждан полагают, что для российских войск военная операция проходит успешно.
Почти половина (46%) опрошенных ВЦИОМ считает, что специальная военная операция в Украине преследует цели защитить Россию и не дать разместить военные базы НАТО на территории Украины. А каждый пятый – что операция проводится, чтобы изменить политический курс Украины (19%). Еще 18% ответили, что ее цель – защитить русскоязычное население ДНР и ЛНР, 5% – оккупировать Украину и присоединить ее к России.
Похожие результаты приводит Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), основным заказчиком исследований которого выступает администрация президента России. По данным ФОМ, решение о проведении военной операции в Украине считают правильным 65% россиян, неправильным – 17%, затрудняются с ответом – 18%.
Собственный опрос провел и «Левада-центр», признанный в России иноагентом. Его результаты были опубликованы 24 февраля. Тогда 60% россиян заявили, что военные действия были спровоцированы США и странами НАТО, 14% винили в этом Украину. Только 3% участников опроса сказали, что виновата Россия.
Годовщина аннексии Крыма: что говорили Путин, Захарова, Симоньян и Канделаки
Результаты опроса, полученные независимыми социологами и дата-аналитиками, показали, что число тех, кто высказался «за войну», оказалось меньше, но оно все равно неутешительно. Поддержали вторжение 51% опрошенных, против выступили 27%. Большинство тех, кто одобряет войну, верят государственным СМИ (73%), а среди тех, кто не одобряет, – напротив, не верят (85%). Кроме того, доля выступающих против вторжения в Украину заметно выше среди молодежи, особенно до 30 лет – в эту категорию входят люди призывного возраста и недавно отслужившие.
Изучение соцсетей показало, что доля публикаций в поддержку войны в российском сегменте составляет около 52%. Против войны высказываются порядка 30% пользователей. Вне зависимости от одобрения или неодобрения военных действий, более 30% россиян выражают сочувствие украинцам, говорится в исследовании.
«Каждый россиянин причастен к этому»
«Я считаю, что это дикость в XXI веке нападать одной суверенной стране на другую. Тем более, когда такое происходит не где-то далеко от нас, в странах третьего мира, а в таких развитых странах, которые входили в Совет Европы, ООН и т. д. Я считаю, что отчасти каждый россиянин причастен к тому, что сейчас происходит в Украине. Среди моих знакомых есть много друзей, которые также не поддерживают вторжение России в Украину, но считают себя не причастными к этим событиям и недовольны ростом русофобских настроений. К примеру, они рассказывали, как во время компьютерных онлайн-игр игроки из других стран оскорбляли Россию и намеренно убивали игроков из России, даже если они находились в одной команде. Скоро каждый россиянин на себе почувствует последствия того, что творит сейчас Путин в Украине.
Становится страшно, когда понимаешь, что Путин этой войной может погубить сразу две страны: Украину, которую он якобы спасает, и Россию, где он забирает будущее у молодежи, жизни у тех же самых детей, которые сейчас не могут получить импортные лекарства или не могут выехать на важные операции.
Но при этом непонятно, что может сделать обычный гражданин, чтобы это прекратить. Ведь за обычный пост в интернете с критикой власти можно получить срок или большой штраф. И большинство вряд ли захочет пойти на такое, ведь у многих есть родители, дети, кредиты, ипотеки, поэтому не каждый может пойти на такой шаг. К тому же, у многих из них такая установка, что один пост все равно ничего не сделает Путину и может им самим больше вреда принести, чем ему.
Я думал, что хотя бы санкции заставят людей отвернуться от Путина и понять, какие последствия может иметь эта война. Но некоторых они как будто только сплотили. Даже если человек не поддерживал вторжение в Украину или Путина, у многих появился принцип: если Запад на нас наложил санкции и весь мир отвернулся от Росси, то и пошли они, мы сами справимся. Такой момент горделивости».
Олег (20 лет), студент
«Я перестал общаться с отцом»
«Я не знаю, как можно поддерживать убийства и смерти, и оправдывать их спасением украинцев. Я много общаюсь с людьми на эту тему – и со своими знакомыми, и с теми, с кем встречаюсь по работе, но у меня такое ощущение, что многие из них пока не понимают весь ужас происходящего. Я представляю, как там жили такие же люди, как мы, как и мы они работали, копили на квартиры, ремонт, и потеряли все в одно мгновение. Им пришлось покинуть свои дома, свою страну, и неизвестно, когда они смогут вернуться и будет ли им куда возвращаться.
Одна моя знакомая из России, которая несколько лет живет в Турции, приехала в родной город повидаться с родственниками и сейчас никак не может уехать обратно в Турцию, написала большой пост по поводу этого. Я ей написал только одну фразу: «Людям в Украине сейчас хуже». На что она мне ответила: «Я же их не бомбила, почему я должна страдать». А я считаю, что каждый из нас, кто ходил голосовать за Путина, поддерживая его или считая, что другой альтернативы в России нет, или кто не ходил голосовать, считая, что все равно ничего не изменится, кто не доволен происходящем, но решает мириться с этим – каждый из нас отчасти виноват в том, что происходит.
У меня одна позиция по этому поводу, у моих родителей – другая. Если с мамой я еще как-то могу общаться, то с отцом я сейчас перестал общаться. Потому что каждый наш разговор сводился к политике. Он начинал меня каждый раз переубеждать, и все это на повышенных тонах. При том, что я не категоричный человек. Прежде, чем поверить какой-то информации, я постараюсь всегда что-то почитать об этом и, если мне приведут какие-то объективные факты, я выслушаю и, возможно, соглашусь. Я прошу привести мне какую-то проверенную информацию, но каждый раз лишь слышу одни и те же фразы, которые говорят по телеку: «На Россию хотело напасть НАТО, в Украине нацистское правительство». Никаких фактов я пока так и не услышал».
Андрей (30 лет), офисный работник
«Я за освобождение всего мира от нацизма»
«Я категорически против войны, но я все время наблюдаю за Донбассом, с 2014 года. Донбасс, Луганск – там убивают людей, детей. И поэтому, когда Путин решился на военную операцию, лично я вздохнула с облегчением, потому что поняла, что сейчас эти люди, которые в Донбассе, наконец-то обретут свободу и будут жить той свободной жизнью, которой они достойны. Тем более я не против этой военной операции, потому что наши войска идут на цыпочках буквально и стараются как можно меньше задеть население. А войной они – против нацизма, а нацизм и фашизм – это страшная вещь.
Сейчас наши войска освобождают в Украине города, и какие ужасы там открываются, какие ужасы там рассказывают люди, как они жили все эти восемь лет, в каком кошмаре. Поэтому я только «за» освобождение мира, всего мира, от нацизма. Мне вообще кажется, сейчас идет борьба добра и зла, темного и светлого, дьявола и Бога. И должен победить, конечно, Бог.
Санкций я не боюсь. Это такая фигня. Самые первые санкции нашу страну подвинули так, что мы вышли чуть ли не на одно из первых мест по экономике. А «железный занавес» меня как-то не волнует».
Лилия (67 лет), пенсионерка
«Происходящее только способствует желанию эмигрировать»
«С самого начала проведение операции вызвало у меня чисто негативную реакцию. Было очень трудно поверить в то, что это вообще происходит на самом деле, что такое в принципе возможно в XXI веке. Тем более удивляет, что это происходит между братскими народами, живущими рука об руку, у многих есть родственники и друзья по обе стороны границы, и очень печально осознавать, что лишь разница в политических курсах стран смогла привести к таким тяжелым последствиям.
На мой взгляд, люди, которые придерживаются мнения, что «обычные россияне ни в чем не виноваты», не осознают или не понимают того, что, как минимум в теории, парламент и президент избираются гражданами страны и от их выбора зависит, кто будет руководить страной. Именно поэтому ответственность за то, кто находится в руководстве страны и какие решения они принимают, лежит на каждом из нас.
Все происходящее однозначно повлияет и на мое будущее. Текущая ситуация стала настолько непредсказуемой, что делать какие-либо прогнозы на будущее стало просто невозможно. И негативные последствия от проведения операции чувствует на своем кармане каждый житель страны. Возможно, через какое-то время рост цен и замедлится, но внешнеполитические последствия скорее всего будут длиться долго. Теперь мои планы полететь в другую страну, где у меня живут родственники, стало еще труднее осуществить. Также теперь стали заблокированы или перестали работать многие информационные ресурсы, и из-за этого меня очень беспокоит ситуация со свободой слова в стране, где кроме государственных СМИ все остальные медиа объявляются «иностранными агентами». Кроме того, после бума инвестирования в 20-21 годах миллионы россиян, и я в том числе, стали владельцами российских ценных бумаг, которые после начала операции в Украине обвалились более чем наполовину.
Текущая ситуация на биржевом рынке по-прежнему крайне неустойчива, и остается только надеяться на то, что финансовая система страны сможет устоять перед всеми шоками.
Таким образом, все происходящее только способствует желанию эмигрировать в другую страну, где возможно иметь горизонт планирования, финансовую стабильность и защищенность в правах и свободах».
Виктор (24 года), программист
«Общество раскололось на два лагеря»
«Я категорически отрицательно отношусь к вторжению России в Украину и считаю, что любой конфликт в XXI веке можно решить политическим путем, посредством переговоров, избегая многочисленных жертв с обеих сторон. Развязать войну в центре Европы может только варвар, лишенный здравого смысла. Военные действия только обостряют противоречия, разделяют социальные контракты между людьми. Я с ужасом представляю, что мне придется отправлять своего двадцатилетнего сына на бессмысленную войну в Украину ради амбиций одного человека. В Россию уже пошел поток гробов. Даже среди выпускников школы, в которой я работаю, уже есть погибшие. Рано или поздно эта трагедия коснется каждого так или иначе.
Надо отпустить украинцев и предоставить им возможность развиваться так, как они хотят.
Общество в России раскололось на два лагеря – на тех, кто поддался влиянию пропаганды, и тех, кто еще не потеряли связь со здравым смыслом. Начав войну в Украине, мы можем разбудить националистические настроения и в нашей стране,
особенно, если Россия проиграет. Страшно представить, что тогда нас ожидает».
Светлана (47 лет), учитель