Пресс-спикер Госдепартамента США Нед Прайс в ходе традиционной пресс-конференции 26 апреля ответил на вопросы грузинских журналистов, представляющих разные СМИ – оппозиционное и провластное. Прокомментировать утечку в сеть аудиозаписей предполагаемого разговора грузинского и российского олигархов Бидзины Иванишвили и Владимира Евтушенкова его попросил корреспондент критического телеканала Mtavari Arkhi. В свою очередь журналистка проправительственного Imedi поинтересовалась, как в Вашингтоне оценивают попытки оппозиции выдать записи за скандальные и эксклюзивные.
«Как следует из просочившихся вчера телефонных звонков, попавший под санкции российский олигарх, который является одним из главных архитекторов этой войны, г-н Евтушенков, и самый богатый человек Грузии, олигарх Иванишвили, который контролирует грузинскую политику из тени, ищут способы обхода санкций и обеспечения поставок в Россию жизненно важных зерновых продуктов», — сказал журналист Mtavari Arkhi, отметив, что подлинность разговора в интервью грузинским СМИ подтвердил сам Евтушенков.
Он напомнил, что в связи со скандалом один из лидеров правящей партии Украины Давид Архамия призвал западных лидеров рассмотреть возможность введения персональных санкций против Иванишвили и его активов на Западе: «Отслеживают или оценивают ли США этот просочившийся телефонный разговор?».
Правительство Грузии: премьер Гарибашвили не встречался с российским бизнесменом
Нед Прайс ответил, что не может подтвердить или опровергнуть подлинность аудиозаписи. Но напомнил, что США действительно готовы оказать давление на тех, кто помогает России обойти санкции:
«Мы не только ввели санкции и другие инструменты против тех, кто несет ответственность за решение Кремля пойти в Украину – тех, кто в России, кто в Украине, но на прошлой неделе мы объявили о большом пакете санкций против тех, кто несет ответственность за содействие уклонению от санкций. И поэтому уклонение от санкций – это то, за чем мы очень внимательно следим по всему миру, будь то в России, в Беларуси, или где-либо еще в мире. И я думаю, что наши действия на прошлой неделе продемонстрировали, что мы будем преследовать эти сети, эти организации, тех людей, которые преднамеренно, систематически уклоняются или помогают другим уклоняться от этих санкций».
Позже с вопросом к Неду Прайсу обратилась и журналистка телеканала Imedi. Первый ее вопрос касался евроатлантических устремлений Тбилиси: «Грузия участвовала во всех миротворческих миссиях и является ценным партнером НАТО. Учитывая это, может ли Грузия получить какие-то предварительные даты относительно ее стремления стать членом НАТО и ЕС? Мы знаем, что это решение основано на консенсусе, но разве вы не считаете, что грузинский народ и правительство заслуживают того, чтобы знать, сколько им еще нужно ждать, вместо того, чтобы им говорили, что это когда-нибудь произойдет?».
Второй вопрос журналистки касался действий грузинской оппозиции, которая, по ее словам, подталкивает страну к тому, чтобы на фоне российского вторжения в Украину та заняла более радикальную позицию. «В нашей стране-партнере [Украине] даже говорили об открытии второго фронта против России, и это советуют стране, которая вместе с Молдовой сталкивается с наибольшим риском возобновления российской агрессии».
Маргарита Симоньян: власти Грузии ведут себя на удивление адекватно
Корреспондент Imedi в этой связи напомнила, что 20% территории Грузии оккупированы Россией. И поинтересовалась: каким целям, по мнению представителя Госдепартамента США, служит кампания оппозиции и усиление давления на правительство Грузии. «И эта кампания пронизана таким количеством дезинформации – так называемыми секретными записями, которые выдаются за скандальные или эксклюзивные», — добавила она. Нед Прайс ответил:
«Мы уже около 15 лет говорим, что поддерживаем стремление Грузии вступить в НАТО. Мы считаем, что политика «открытых дверей» НАТО должна быть открытой дверью для тех стран, которые стремятся вступить в Североатлантический альянс. Мы также говорили, что никакая внешняя сила не может и не должна накладывать вето на стремление какой-либо страны, имеющей право на членство, вступить в НАТО.
Теперь о том, что вы упомянули в своем вопросе – процессе членства. Его контролирует Североатлантический альянс. Это будут решения Альянса. Это набор требований, которые должна выполнить любая страна-претендент, прежде чем она будет иметь право на получение статуса полноправного члена. Но Грузия уже является важным партнером НАТО. У нас были тесные консультации с Грузией на полях встреч НАТО.
И что касается вашего второго вопроса – и это объединяет два вопроса – мы последовательно поддерживаем Грузию и грузинский народ в их стремлении быть свободными и суверенными людьми, свободной и суверенной страной. И за годы, с первых дней постсоветской независимости Грузии, между нашими странами сложилось стратегическое партнерство. Мы вместе работаем над нашим общим видением Грузии, которая полностью интегрирована в евроатлантическую семью наций и является частью Европы, которая является целостной, свободной и, мы надеемся, пребывающей в мире. И это видение требует тяжелой работы, требует терпения. Для реализации этого нужны значительные ресурсы. Вот почему мы стремились внести свой вклад.
Мы выделили Грузии почти 6 млрд долларов помощи. Мы обучили более 20 000 грузинских солдат. Мы отправили более 6 000 человек в США для участия в программах культурного и образовательного обмена. Мы способствовали экономическому росту, верховенству закона, демократическому управлению, многим другим инициативам, которые важны для грузинского народа и его чаяний, но также важны и для наших интересов. И поэтому мы будем продолжать сотрудничать с Грузией в ее устремлениях, в ее амбициях и защищать то, чего она смогла достичь».