Октябрьский районный суд Петербурга отправил в СИЗО журналистку Марию Пономаренко, обвиняемую в распространении «фейков» о российской армии из-за поста в телеграм-канале. Ей грозит до 10 лет колонии. Свидетелем по делу проходит ее дочь.
Суд посчитал, что обеспечить явку Пономаренко на следующие заседания без заключения под стражу будет невозможно, равно как и ограничить контакты со свидетелями по делу, передает издание Sota. Журналистку отправили на два месяца в СИЗО.
Как ранее сообщало петербургское издание «Бумага», следователь заявил, что одним из свидетелей по делу проходит несовершеннолетняя дочь Пономаренко.
В связи с этим, по мнению следствия, матери и дочери нельзя жить вместе, поскольку Пономаренко «может оказать влияние» на ребенка.
«Отобрали личные деньги, отобрали личный телефон, ноутбук у ребенка. Без законных представителей провели обыск, прекрасно зная, что отец в командировке, в мае вернется», — говорила Мария Пономаренко изданию SOTA.
При этом адвокат Пономаренко Сергей Подольский сообщил Би-би-си, что в материалах дела нет никакой информации о допросе ребенка и пока не ясно, что произошло на самом деле: «Это было заявление следователя одностороннее без предоставления документов о том, что кто-то допросил дочь Марии, и она якобы дала частично показания на свою мать. Мы в это не особо верим. Если это так, хотелось бы, конечно, знать, как легализовывался этот допрос, присутствовал ли педагог, присутствовал ли адвокат. Законные представители [родители] явно не присутствовали, потому что их не было в городе, ни отца, ни матери в тот момент. Очень большие вопросы к этому допросу».
«Мало того, следователь заявил, что надо оградить мать от общения с дочерью. Я там чуть не упал», — добавил Подольский.
По оценке адвоката Ольги Гнездиловой, опрошенной Би-би-си в качестве независимого эксперта, привлечение детей как свидетелей против родителей — «чудовищная вещь». 51-я статья Конституции закрепляет, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга и близких родственников.
«Дети и родители — это близкие родственники, — объясняет юристка. — Поэтому, конечно, дети не должны свидетельствовать против своих родителей. Во-первых, это разрушает семейные отношения, а вторая проблема в том, что дети гораздо более внушаемы, чем взрослые, и их можно обманывать, ими можно манипулировать».
«Здесь вопрос, в какую позицию их ставит государство, — говорит Гнездилова. — Должны ли эти дети сами знать эту статью и отказываться давать показания. Очевидно, что они могут не быть к этому [допросу] готовы, но тут, конечно, обязанность государства не то что разъяснить, а вообще даже такой вопрос перед детьми не ставить».
До 10 лет колонии
Пономаренко была задержана в Петербурге 24 апреля. Ее обвинили в распространении «фейков» про российскую армию из-за поста телеграм-канале с 1,5 тыс. подписчиков, речь в котором шла про Мариуполь, говорил ее адвокат.
Уголовное дело заведено по ч. 2 ст. 207.3 УК: эта статья предусматривает наказание до 10 лет колонии.
Пономаренко в суде заявила, что была одним из организаторов общественной кампании в защиту сирот в Алтайском крае (она недавно переехала в Петербург), из-за чего ей поступали угрозы, в том числе от участкового, который составил на нее негативную характеристику.
В Петербурге по делу о «фейках» про армию также проходит художница Саша Скочиленко. 13 апреля суд отправил ее в СИЗО за замену ценников в супермаркете на листовки с информацией о происходящем в Мариуполе.
Скочиленко признала факт распространения листовок, но отказалась согласиться с тем, что распространяла ложную информацию.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Загрузите наше приложение: