Встреча в Рамштайне: в поддержку Украины и без Грузии - SOVA
политика

Встреча в Рамштайне: в поддержку Украины и без Грузии

Помочь Украине победить в войне с Россией и усилить ее оборонные мощности. 26 апреля на военной авиабазе США «Рамштайн» в Германии обсуждалось создание новой международной коалиции в поддержку Киева. Конференция собрала глав и представителей оборонных ведомств более чем 40 стран. Грузия на встрече представлена не была.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Алексей Резников, война в Украине, Грузия-НАТО, Грузия-Украина, Ллойд Остин, Россия, украина

Что обсуждалось в Рамштайне

Авиабаза «Рамштайн» на западе ФРГ всегда считалась самым важным узлом вооруженных сил США за пределами страны. Это место проведения ключевых встреч между высокопоставленными американскими политиками и их зарубежными коллегами. Открывший очередную такую встречу глава Пентагона Ллойд Остин назвал ее «исторической»:

«Это чрезвычайное собрание. Мы здесь для того, чтобы помочь Украине победить в борьбе с необоснованным российским вторжением и построить оборону для будущих вызовов».

В Германию Остин прибыл после визита в Киев, где он лично ознакомился с оборонными потребностями Украины и ситуацией на фронте. Министериал последовал после призыва президента Владимира Зеленского к США и другим странам направили Киеву более тяжелое вооружение и системы ПВО.

Уже на базе «Рамштайн» глава Пентагона и другие министры обсудили координацию действий для оказания военной помощи Киеву. Ллойд Остин подчеркнул, что главная цель – договориться как о краткосрочных, так и о долгосрочных требованиях безопасности Украины.

Тамара Эйдельман о России, судьбе Европы и шансах Грузии и Украины

Переговоры продолжались семь часов. По окончании встречи министр обороны США заявил, что НАТО и союзники постараются помочь Украине с самым необходимым как можно скорее. Остин назвал встречу конструктивной, отметив дополнительные шаги для поддержки Украины со стороны Великобритании и Канады. А министр обороны Германии Кристин Ламбрехт заявила, что Берлин дал добро на поставку Киеву подержанных зенитных САУ Gepard. Бундесвер, в частности, передаст Украине 50 таких систем.

«Gepard – это именно то, что сейчас нужно Украине для защиты воздушного пространства с земли», — сказала Ламбрехт.

Переговоры положили начало работе контактной группы, в которую войдут представители стран-участниц встречи в Рамштайне. Фактически речь идет о создании оборонной международной коалиции. В нее вошли не только страны-члены НАТО, но и партнеры альянса: Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия из тихоокеанского региона, Израиль, Катар и Иордания с Ближнего Востока, квартет из Африки – Кения, Либерия, Марокко и Тунис. Приняли участие во встрече и Швеция с Финляндией – традиционно нейтральные страны, после российского вторжения в Украину серьезно задумавшиеся о вступлении в НАТО.

Ожидаемо центральное место на переговорах занял министр обороны Украины Алексей Резников. Он подчеркнул, что для победы и освобождения территорий страны от российских оккупантов Киеву нужно современное тяжелое вооружение, и поблагодарил партнеров за военную помощь. В своем Twitter Резников список оружия, необходимого для победы:

«Нам нужны средства ПВО и БПЛА, артиллерийские системы, РСЗО и танки, БТР и БМП, боевые самолеты и противокорабельные ракеты».

По итогам встречи министр обороны Украины заявил, что было принято стратегическое решение перехода страны на западные калибры и технику.

220426 d tt977 0496 scaled политика featured, Алексей Резников, война в Украине, Грузия-НАТО, Грузия-Украина, Ллойд Остин, Россия, украина

Secretary of Defense Lloyd J. Austin III hosts the Ukraine Defense Consultative Group with his NATO counterparts and other nations to discuss both the current and future defense needs of Ukraine, Ramstein Air Base, Germany, April 26, 2002 (DoD photo by Chad J. McNeeley)

Без Грузии

Среди участников встречи на авиабазе «Рамштайн» не оказалось представителей Грузии. При том, что Тбилиси является одним из ближайших партнеров НАТО. В письме из Пентагона в ответ на запрос телеканала Formula говорится, что решение об участии в конференции страны могли принимать самостоятельно.

«Мы позволяем отдельным странам обсудить свое решение участвовать или нет. Мы не публикуем список стран, которые были приглашены. Обратитесь к правительству Грузии».

По мнению специалиста по международным отношениям Геогия Гобронидзе, тот факт, что представителей Тбилиси на встрече не было, не имеет особой нагрузки, поскольку повестка переговоров была довольно четкой – военная помощь Украине.

«Грузия не активно вовлечена в оказание военной помощи Украине, потому что у нее на данном этапе нет возможностей делать это так, как делают страны НАТО и Евросоюза. Там в основном были государства, которые обсуждали, как надо военным путем помогать Украине, чтобы достичь преимущества в войне против РФ и чтобы Украина эффективно могла защищать свою территорию. Поэтому, я не думаю, что присутствие Грузии там что-то бы изменило. Могу даже сказать, что на данном этапе, исходя из того, что у страны ограниченные возможности в плане военной помощи, Грузии там просто не было места».

С другой стороны, считает Гобронидзе, Тбилиси мог бы продемонстрировать добрую волю на других международных платформах, заняв более активную позицию в поддержку Киева. Эксперт отмечает, что Грузия прямо или косвенно и без того поддерживает Украину. В частности, так или иначе она вовлечена в большинство антироссийских санкций.

«Самые большие – финансовые санкции, и хочет Грузия того или нет, но она уже является их участницей, так как переводы в долларах все-таки невозможно будет осуществлять даже через Грузию. И Грузия, даже если захочет, не сможет играть роль т. н. «черной дыры» для России. Так что, думаю, гораздо лучше, если Грузия займет более активную позицию, чтобы у партнеров не складывалось впечатления, что мы ничего не делаем».

Эксперт также посоветовал властям Грузии активнее работать с региональными акторами, которые могут стать гарантами безопасности или способствовать защите страны в случае нападения. Но цель встречи в Рамштайне, по его словам, была более конкретной.

«Если бы там, кроме военной помощи Украине, обсуждалось и защита других партнеров, то, конечно, можно говорить, что Грузия должна была там присутствовать. Но, думаю, мы просто не входили в повестку дня. Да, многие могут на этом спекулировать, но, если смотреть объективно, не думаю, что это что-то меняет между Грузией и Украиной и даже между Грузией и НАТО».

SOVA