Что обсуждалось в Рамштайне
Авиабаза «Рамштайн» на западе ФРГ всегда считалась самым важным узлом вооруженных сил США за пределами страны. Это место проведения ключевых встреч между высокопоставленными американскими политиками и их зарубежными коллегами. Открывший очередную такую встречу глава Пентагона Ллойд Остин назвал ее «исторической»:
«Это чрезвычайное собрание. Мы здесь для того, чтобы помочь Украине победить в борьбе с необоснованным российским вторжением и построить оборону для будущих вызовов».
В Германию Остин прибыл после визита в Киев, где он лично ознакомился с оборонными потребностями Украины и ситуацией на фронте. Министериал последовал после призыва президента Владимира Зеленского к США и другим странам направили Киеву более тяжелое вооружение и системы ПВО.
Уже на базе «Рамштайн» глава Пентагона и другие министры обсудили координацию действий для оказания военной помощи Киеву. Ллойд Остин подчеркнул, что главная цель – договориться как о краткосрочных, так и о долгосрочных требованиях безопасности Украины.
Тамара Эйдельман о России, судьбе Европы и шансах Грузии и Украины
Переговоры продолжались семь часов. По окончании встречи министр обороны США заявил, что НАТО и союзники постараются помочь Украине с самым необходимым как можно скорее. Остин назвал встречу конструктивной, отметив дополнительные шаги для поддержки Украины со стороны Великобритании и Канады. А министр обороны Германии Кристин Ламбрехт заявила, что Берлин дал добро на поставку Киеву подержанных зенитных САУ Gepard. Бундесвер, в частности, передаст Украине 50 таких систем.
«Gepard – это именно то, что сейчас нужно Украине для защиты воздушного пространства с земли», — сказала Ламбрехт.
Переговоры положили начало работе контактной группы, в которую войдут представители стран-участниц встречи в Рамштайне. Фактически речь идет о создании оборонной международной коалиции. В нее вошли не только страны-члены НАТО, но и партнеры альянса: Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия из тихоокеанского региона, Израиль, Катар и Иордания с Ближнего Востока, квартет из Африки – Кения, Либерия, Марокко и Тунис. Приняли участие во встрече и Швеция с Финляндией – традиционно нейтральные страны, после российского вторжения в Украину серьезно задумавшиеся о вступлении в НАТО.
Ожидаемо центральное место на переговорах занял министр обороны Украины Алексей Резников. Он подчеркнул, что для победы и освобождения территорий страны от российских оккупантов Киеву нужно современное тяжелое вооружение, и поблагодарил партнеров за военную помощь. В своем Twitter Резников список оружия, необходимого для победы:
«Нам нужны средства ПВО и БПЛА, артиллерийские системы, РСЗО и танки, БТР и БМП, боевые самолеты и противокорабельные ракеты».
По итогам встречи министр обороны Украины заявил, что было принято стратегическое решение перехода страны на западные калибры и технику.
Без Грузии
Среди участников встречи на авиабазе «Рамштайн» не оказалось представителей Грузии. При том, что Тбилиси является одним из ближайших партнеров НАТО. В письме из Пентагона в ответ на запрос телеканала Formula говорится, что решение об участии в конференции страны могли принимать самостоятельно.
«Мы позволяем отдельным странам обсудить свое решение участвовать или нет. Мы не публикуем список стран, которые были приглашены. Обратитесь к правительству Грузии».
По мнению специалиста по международным отношениям Геогия Гобронидзе, тот факт, что представителей Тбилиси на встрече не было, не имеет особой нагрузки, поскольку повестка переговоров была довольно четкой – военная помощь Украине.
«Грузия не активно вовлечена в оказание военной помощи Украине, потому что у нее на данном этапе нет возможностей делать это так, как делают страны НАТО и Евросоюза. Там в основном были государства, которые обсуждали, как надо военным путем помогать Украине, чтобы достичь преимущества в войне против РФ и чтобы Украина эффективно могла защищать свою территорию. Поэтому, я не думаю, что присутствие Грузии там что-то бы изменило. Могу даже сказать, что на данном этапе, исходя из того, что у страны ограниченные возможности в плане военной помощи, Грузии там просто не было места».
С другой стороны, считает Гобронидзе, Тбилиси мог бы продемонстрировать добрую волю на других международных платформах, заняв более активную позицию в поддержку Киева. Эксперт отмечает, что Грузия прямо или косвенно и без того поддерживает Украину. В частности, так или иначе она вовлечена в большинство антироссийских санкций.
«Самые большие – финансовые санкции, и хочет Грузия того или нет, но она уже является их участницей, так как переводы в долларах все-таки невозможно будет осуществлять даже через Грузию. И Грузия, даже если захочет, не сможет играть роль т. н. «черной дыры» для России. Так что, думаю, гораздо лучше, если Грузия займет более активную позицию, чтобы у партнеров не складывалось впечатления, что мы ничего не делаем».
Эксперт также посоветовал властям Грузии активнее работать с региональными акторами, которые могут стать гарантами безопасности или способствовать защите страны в случае нападения. Но цель встречи в Рамштайне, по его словам, была более конкретной.
«Если бы там, кроме военной помощи Украине, обсуждалось и защита других партнеров, то, конечно, можно говорить, что Грузия должна была там присутствовать. Но, думаю, мы просто не входили в повестку дня. Да, многие могут на этом спекулировать, но, если смотреть объективно, не думаю, что это что-то меняет между Грузией и Украиной и даже между Грузией и НАТО».