Еще одна страница жизни, которую Всеволод не хочет вспоминать, это его пребывание в Донбассе в 2014-2015 гг. Тогда, будучи журналистом, он находился в местах, где в настоящее время большая концентрация российских войск. В том, что рано или поздно что-то должно произойти, он был уверен. По его словам, в Украине не было власти, которая могла бы остановить войну и взять ответственность за сдачу Донбасса или его возвращение.
«Ни Порошенко, ни Зеленский эту ответственность на себя не возьмут, как и любой здравомыслящий человек. Потому что это очень серьезный шаг. Рано или поздно эта новая война должна была начаться».
Но вопрос, говорит он, в том, как она началась.
«23 февраля, я до последнего смотрел обращение Путина к нации, где было сказано, что Донбасс – это Россия, там русскоязычное население, и они, мол, помогут Донбассу. Я не думал, что 24 утром проснусь, открою новости и увижу, что бомбят всю Украину: Киев, Чернигов, Сумскую область, Харьков, Мариуполь. Сложно было осознать, что полномасштабная война началась на всей территории. Еще сложнее было понять, что мне написали мои родственники из Москвы, которые мне больше не родственники. Они говорили, что все правильно. Вот так нас будут спасать, без нашего согласия».
Об идее документального фильма
«Идея фильма появилась еще несколько лет назад. Но ее отложили в дальний ящик, фильм ждал своего времени. И вот оно пришло. Главный посыл – показать, что история циклична. В трейлере есть конкретные моменты: например, мост, взорванный в Ирпене. Этот же мост взорвали и в 1941 году при обороне Киева, чтобы замедлить наступление нацистских войск. Оккупационные войска Германии шли точно по тому же маршруту, что и российские войска в 2022 году. Фильм показывает эти конкретные места, что тесно переплетается с хроникой времен Второй мировой. Мы хотим собрать паззл – показать, что происходило в 1941 и что происходит сейчас. Мы видим, что маршруты те же самые.
Первый дот (долговременная оборонительная точка), на который наткнулись русские, был тем же, на который наткнулись фашисты. Он находился в селе Горенка. То есть, нападение шло со стороны Бучи, гостомельское шоссе… Второй дот, который держал оборону, – близ взорванного моста у реки Ирпень. И наши ребята, и вооруженные силы, в принципе, тоже повторяют историю – они повторяют подвиги своих дедов, прадедов, которые в 1941 году воевали на тех же позициях, обороняя Киев. Они также взорвали дамбу. Дамба разливает реку Ирпень, делает из нее непроходимое болото. Военнослужащие в фильме рассказывают: подрыв дамбы возле села Козаровичи, который был произведен в первые дни войны, помог воспрепятствовать проходу воды из киевского водохранилища и наполнил реку Ирпень таким количеством воды, что затопилось несколько поселков, которые находятся на берегу. Весь подход к Киеву становится непроходимым. Техника вообще не проходит, а техника, которая ходит по воде, – еще не пройдет. Все завязано по сути на этом».
О том, почему русские не смогли взять Киев
«Они не смогли захватить Киев по многим причинам. Во-первых, одна из ключевых особенностей этой войны, что мы готовились к ней восемь лет, тренировались, вооружались, а Россия все эти восемь лет разворовывала свою армию. В интернете гулял мем, где сравнивали солдата Вооруженных сил Украины и солдата армии России. Это человек из космоса и бомж. Кто есть кто – понятно.
Вторая причина – они достаточно глупые. Тому есть много доказательств. Например, захват Гостомеля – самая глупая операция. Они отправили туда такие войска, которые нельзя было пускать. Военные эксперты говорят, что изначально это была полностью провальная операция. Они также полезли в Чернобыль, прошли через радиоактивный «Рыжий лес». Появились шутки, что к тем, кто там побывал, можно обращаться «ваше сиятельство», потому что они все, наверняка, светятся. Русские просто не понимают, куда полезли».
О жестокости российских солдат
«Все это от зависти. Они завидуют уровню жизни в Украине. Многие солдаты российской армии, которые попали в плен, в своих интервью рассказывают, как их поразил асфальт в украинской деревне. Или та же Буча. Буча – город-спутник. Это новый, отстроенный город. А русских ребят на КАМАЗах привозят в город, они входят в самый старый дом, которому лет 10 максимум, и он построен по европейским технологиям. Там металлопластмассовые окна, висят шторы… Они сами из бедных регионов России, где туалеты на улицах, где мусор выбрасывается где угодно. И, конечно, у них загораются глаза. Они хотят жить как в Украине. Это зависть. Они забирают все, что видят, в том числе собачьи будки, потому что у них даже дерева нет, чтобы сделать будки, а тут уже готовые домики. Думаю, все эти зверства, совершенные ими, из-за этого и происходят.
Ну и плюс необразованность. Гражданину России, чтобы поехать в Европу и получить визу, нужно пройти семь кругов ада. Просто, чтобы посмотреть, как люди живут. Мы прекрасно видим, как они ведут себя в Турции и Египте. У них напрочь отсутствует культура.
В Грузии сейчас очень много русских. Думаю, вы сами сталкивались с подобной ситуацией, когда в больших магазинах они на русском языке пытаются грузинским продавцам рассказать, что им нужно. Им говорят «არა» («нет») или «English?». Но они не понимают, потом орут, кричат, и их уводят из магазинов».
О родственниках из России
«У меня был очень короткий разговор с ними. Я вырос в Сумской области, в городе Конотоп. Там похоронен мой отец, моя мать, мои бабушка с дедушкой. Эти нехорошие люди пытались взять Конотоп. Его начали бомбить, начались активные прилеты по городу. Прилеты начались с окраины, как раз там находится кладбище, где похоронены мои родные. В одном разговоре жена брата мне сказала: «Чти память отцов и дедов, они проливали кровь, не надо быть фашистом. Твой дед похоронен во Ржеве». Я говорю, что мой отец похоронен в Конотопе, и сейчас по нему работают грады. Я буду чтить память отцов и дедов, и при возможности, возьму в руки оружие и буду истреблять этих сволочей. То есть я поступлю правильно, по вашему совету.
Доказательства, которые я присылал: видео бомбежек, выжженные местности, а они знают город и прекрасно понимают, где это все находится… Они же объясняли мне, что это все фейки. Для них не фейк лишь то, что показывают им по телевидению».
О том, почему в Украине не показывают сюжеты о Грузии
«Сюжеты отказываются брать в эфир. В частности, мы можем говорить о сюжете, который мы снимали в Батуми о грузинах, которые помогают украинским беженцам. Украинское телевидение поручило нам сделать полнометражный фильм. Мы подготовили его, сделали дубляж на украинский язык. В момент, когда надо было отправлять видео, появились заявления премьер-министра Ираклия Гарибашвили, мэра Тбилиси Кахи Каладзе в адрес нашего министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, что очень неправильно, немного не его поля ягода наш министр. Было сказано: все, что происходит в Грузии, не будет освещаться, пока не будет официальной нормальной позиции и извинений, пока не будет говорится, что это война, и не будет присоединения к санкциям. Но батумский сюжет я выложил в свободный доступ в YouTube, он называется «დიდება თავისუფლებას» («Слава свободе»). И он о том, как грузины нам помогают».
О поддержке грузин
«Я не воспользовался ни одним предложением о помощи с жильем. Считаю, что эти предложения должны быть для нуждающихся. Я вижу очень сильную поддержку грузин. Приведу в пример одну историю. Мы ездили в Кутаиси, забирали беженок, а на обратном пути остановились там, где размахивают, как оказалось потом, назуки. Мы остановились узнать, что это такое. Слово за слово, попросил три штуки, я вручаю десять лари. Продавщица меня спрашивает, откуда мы, я сказал, что из Украины. Она ударилась в слезы, отказалась брать деньги, у нее была истерика. Мы сами расплакались. Вот такая поддержка людей. Это очень показательно, что люди с нами.
Показательно, что рядом со мной находится гостиница, которая полностью заселена беженцами. Там нет свободных мест. Там стоят машины во дворе – Херсон, Донецк, у некоторых машин не хватает стекол, они затянуты пленкой, на некоторых – пулевые отверстия. Людям предоставляют трехразовое питание. Вся эта поддержка видна. И когда ты видишь в новостях, что говорит Гарибашвили или президент Саломе Зурабишвили, оправдываясь, что все ее предложения вотирует парламент, а она ничего не может делать… Если хочешь – сделаешь. Грузия – это не правительство. И все хорошее, что говорят на мировой арене про эту страну, – это про народ, а плохое – про правительство. Грузия и Украина – самые братские народы, которые могут быть».
О взаимоотношениях между русскими и украинцами
«Говоря о том, когда между нами смогут нормализоваться отношения, мы говорим не о годах, а о поколениях. 20-30 тысяч человек погибших только в Мариуполе. Лично у меня там погиб друг, его расстреляли в спину. Это никто не забудет. Никто не забудет Бучу, никто не забудет Ирпень, никто не забудет мемы про Чернобаевку, которую двадцать раз пытались взять, никто не забудет Северодонецк, который пытались форсировать. Никто этого не забудет. Все это навсегда войдет в мировую историю. Русские, конечно, будут писать свою историю посредством Соловьевых, Скабеевых, но весь цивилизованный мир будет видеть настоящую историю. И минимум три-четыре поколения не протянут руку русским после того, что произошло. А Украину мы обязательно отстроим заново».