«Так сложилось, что пришлось покинуть Беларусь, но мы не должны не просто забывать про родину, мы должны каждый на своем уровне, кто как может, приближать ее освобождение от режима». Анастасия – родом из Минска. Сегодня она живет в Батуми, но даже дистанционно продолжает участвовать в акциях против режима Лукашенко.
«Имея возможность без опасения за свою свободу выходить на акции, мы не можем этого не делать. Так мы показываем миру и друг другу, что нас не мало, что мы ничего не забыли, что помним всех героев нашей революции, что протест не затих и вера в победу жива».
После массовых протестов 2020 года Беларусь пережила несколько волн эмиграции. Одна из самых массовых была вызвана военным вторжением России в Украину. Антивоенные выступления и поддержка украинцев привела к ужесточению репрессий.
Грузия – одна из стран, где белорусы, бежавшие от режима Лукашенко, смогли вдохнуть не только горный воздух, но и воздух свободы. Здесь они могут собираться вместе для обсуждения любых тем, не боясь слежки, могут выходить на улицу с запрещенной в Беларуси национальной (бело-красно-белой) символикой, оставлять комментарии и лайки в соцсетях и открыто выражать свое мнение на акциях.
«Белорусская повестка не должна исчезать. Мы благодарны, что здесь, в Грузии, имеем возможность выходить легально на акции и таким образом напоминать о борьбе белорусов за свои демократические права», — говорит Александр, также перебравшийся из Минска в Батуми.
На все акции белорусской диаспоры Анастасия и Александр приходят с двумя флагами – бело-красно-белым белорусским и сине-желтым – украинским. Они так же, как и многие другие белорусы-эмигранты, участвуют в протестах, которые проводит украинская диаспора. Они, в частности, помогают Штабу помощи украинцам – финансово, гуманитарно, волонтерят.
«Мне лично, моей семье Украина очень близка, там есть родственники, друзья… И как можно не поддерживать Украину, не быть против войны, я не понимаю. Очень важно, что мы вместе с украинцами – на их акциях, ведь если бы представители белорусской диаспоры не говорили с украинцами напрямую, то, возможно, они и не разделяли бы понятия режима и граждан страны, которые сейчас у этого режима в заложниках», — говорит Анастасия.
Девушка подчеркивает: «Мы живем в мировом контексте». По ее словам, сейчас очень важно помогать украинцам, поскольку через помощь Украине «мы сможем достичь победы и в Беларуси».
В том, что процессы в двух странах неразрывно связаны, уверен и Александр. И даже если считать, что протесты в Беларуси два года назад не могли предотвратить войну в Украине, то сегодня победа Киева может повлиять на судьбу белорусов.
«Пока Украина не победит в войне, Беларуси будет очень сложно избавиться от влияния России»
«Некоторые считают, что, если бы белорусы скинули Лукашенко в 2020-м, то Путин бы не вторгся в Украину. Мое мнение – у нас именно из-за Путина в 2020-м почти не было шансов на свободную от российского влияния страну, даже без Лукашенко. То есть плацдарм для нападения с севера на Украину Путин так или иначе себе обеспечил бы. И пока Украина не победит в войне, ослабив этим Россию, Беларуси избавиться от влияния восточного соседа будет очень сложно. Ведь Путин все равно поставит кого-то своего, даже если Лукашенко не будет у власти. Так как в силовом блоке в Беларуси много пророссийски настроенных военных».
Хотя история не терпит сослагательного наклонения, но вопрос о том, могли ли процессы в Беларуси образца 2020 года сорвать планы Кремля в 2022-м в Украине, активно обсуждается и в экспертных кругах. Игорь Тышкевич – аналитик «Украинского института будущего», вынужденно эмигрировавший еще во времена т. н. «старой оппозиции». Он считает, что в том виде, в котором происходили белорусские протесты, скинуть Лукашенко было невозможно.
«Причин несколько, но ключевая – в субъектности. То есть, когда предполагается свержение власти, должен появляется тот, кто скажет «власть есть я», принимая ответственность. Также важна такая составляющая, как состояние мобилизации общества. В Беларуси была взаимопомощь во время пандемии Covid-19, которую власть отрицала, что позже стало основой политической мобилизации, которая перешла в солидарность, а это также не подход к победе. И, конечно, как причина, роль Российской Федерации. Если проанализировать российские медиа, то видно, что с апреля 2020-го до 19 августа СМИ преимущественно раскачивали ситуацию на стороне оппонентов Лукашенко. То есть Россия была готова к такому развитию событий. Другое дело, что она вела игру на раскол в белорусском обществе и на ослабление в общем Беларуси, как субъекта, и усиление ее зависимости от России».
В свою очередь белорусский медиа-менеджер Денис Стаджи, который также несколько лет живет и работает в Украине, считает: если бы белорусы в 2020 году «дожали» и скинули Лукашенко, то либо войны бы не было, либо не было бы такой сокрушительной атаки на Киев, которую «только чудом удалось отбить».
«Киев весел на волоске из-за атаки со стороны Беларуси»
«Потому что, когда вторжение началось, то там однозначно была ставка на бросок с севера с территории Беларуси на Киев. Там всего сто километров, которые прошли через Чернобыльскую станцию, это моментально – за сутки… Они рассчитывали ворваться в Киев и очень быстро сместить власть, рассчитывали, что президент Зеленский убежит и все… Взять Киев – и тогда Украина была бы лишена способности к сопротивлению, в первую очередь морально. Ну, и это почти получилось, потому что можно вспомнить, что фактически в Киев они вошли. Стрельба шла в первые две ночи вокруг моего дома. Был прорыв к правительственному кварталу, были бои на Оболони. Где людям просто раздавали оружие с грузовиков, чтобы они отстреливались от русских. Но, к счастью, были жители деревни Демидовка, севернее Киева, которые просто взорвали дамбу у себя в селе и затопили огромное пространство, из-за чего русские не смогли пройти, был взорваны мосты в Буче и в Ирпене, тоже чтобы русские не смогли пройти до Киева. Это все в последний момент. И Киев весел на волоске в первые дни абсолютно реально. И именно из-за атаки со стороны Беларуси».
Беларусь: маска идеальной стабильности и винтики режима. Истории трех белорусов
Но учитывая «неадекватное поведение» России, считает Стаджи, в 2020-м она могла попросту ввести войска в Беларусь и аннексировать ее. «Это поведение с позиции силы, и мы видим, что оно родилось не вчера. Медиа-менеджер напоминает, что полномасштабному вторжению в Украину предшествовали война в Грузии в 2008-м, события в Украине в 2014-м и даже ввод т. н. миротворцев в Казахстан в январе 2022-го.
«Понятно, что Россия уже не видит для себя других вариантов, кроме как силового решения возникающих для нее, с ее точки зрения, проблем вокруг. Поэтому, конечно, была большая вероятность, что русские вошли бы силовым образом в Беларусь».
Аналитик Игорь Тышкевич считает, что сегодня около половины населения республики – как живущих в стране, так и вынужденных покинуть ее – желают победы Киева, поскольку связывают с этим дальнейшую судьбу Беларуси.
«По поводу автоматического падения режима Лукашенко после победы Украины я скажу так: вопрос в том, что для Российской Федерации, ранее Российской империи, Советского Союза, признание самими россиянами внешнего поражения чаще всего приводит к внутриполитическому кризису. И тогда российским элитам становится не до тех государств, которые они считают своей периферией. Безусловно, это уникальный шанс!».
По словам эксперта, если Россия потерпит поражение в войне, то там с большой долей вероятности начнется внутриполитический кризис и «ей станет не до Беларуси, Казахстана и других». Впрочем, это не означает автоматического свержения Лукашенко и демократизации Беларуси, поскольку это зависит уже от организованности его оппонентов, говорит Тышкевич, добавляя: «Да, может быть шанс, но нужно быть готовыми его использовать».
Аналитик «Украинского института будущего» считает: быть готовыми нужно, в том числе, ментально. И в этом может помочь боевой опыт, полученный белорусами, воюющими на стороне Украины. «Но речь не только про боевой опыт, а про изменение ключевой матрицы поведения», подчеркивает Тышкевич.
«Мертвый герой для любого автократического режима очень удобный»
«В советское время, во времена царской России, в том числе белорусов учили, что нужно умирать за родину. Именно умереть, ведь мертвый герой для любого автократического режима очень удобный. Из него легко сделать икону, без анализа совершенных ошибок, что приведет к дальнейшему их повторению. Что и было в 2020 году, когда значительная часть людей вышли умирать за родину. А почему они вышли умирать? Такой вопрос не задавался».
По словам эксперта, сегодня этому надо учится у украинцев, брать пример с ментальных изменений в украинской армии.
«Более эффективно не умирать за родину, а убивать за родину».
«Ты должен просто убить всех своих врагов, которые пришли на твою землю, а сам остаться живым. И те белорусы, которые воюют в Украине, начинают перехватывать как раз такое отношение к противостоянию. Причем, конечно, убивать за родину не отменяет осознания, что в результате борьбы человек может умереть, но для него важно достичь определенной задачи. И вот такое изменение в ментальности очень опасное для диктаторских режимов».
Игорь Тышкевич считает, что белорусы, воюющие на стороне Украины, в будущем могут стать колоссальным, в том числе, кадровым резервом для Беларуси. Они могли бы оздоровить силовые структуры страны.
Денис Стаджи также считает, что белорусские воины, сражающиеся сегодня на стороне Украины, а также волонтеры, помогающие беженцам как внутри страны, так и за ее пределами, не будут потеряны для Беларуси. Даже если останутся в Украине.
«Я лично знаю многих из них, они очень серьезно настроены после победы Украины освобождать Беларусь. Делать ее свободной, демократической, проевропейской… Освобождать ее от российского влияния. Я бы сказал, эти люди – золотой фонд Беларуси, который сейчас формируется в Украине».
Материал подготовлен в рамках проекта, реализуемого при поддержке МИД Чешской Республики и посольства Чешской Республики в Грузии.