В Херсонской области убит Алексей Ковалев — депутат Верховной Рады Украины, перешедший на сторону России. Он был единственным украинским чиновником в оккупационной администрации Херсонской области и, как пишут СМИ, мог руководить вывозом урожая из региона.
Первые сообщения об убийстве Ковалева появились еще на выходных. В понедельник вечером информацию подтвердил российский Следственный комитет:
«По предварительным данным, в результате полученного огнестрельного ранения скончался заместитель председателя военно-гражданской администрации Херсонской области по сельскому хозяйству Алексей Ковалев. Нападение было совершено по месту его жительства 28 августа 2022 года. Жертвой злоумышленников также стала девушка, проживавшая совместно с погибшим», — говорилось в заявлении ведомства.
Советник главы украинской Херсонской администрации Сергей Хлань сообщил у себя в «Фейсбуке«, что рядом с телом Ковалева было обнаружено ружье, зарегистрированное на него. Телеграм-канал Astra уточняет, что это помповое ружье Mossberg.
По данным телеграм-канала Baza, нападение произошло в воскресенье около 15 часов по местному времени, у Ковалева обнаружено огнестрельное ранение в голову, а его девушку ранили ножом в шею.
- Украинцы сообщают о начале наступления на Херсон. Что это может означать?
- Украинка обнаружила свою фотографию с детьми в вышиванках на билборде в поддержку аннексии Херсона
- Полгода в Украине идет война: шесть месяцев в шести графиках и цифрах
- Украина, южный фронт: взаимные угрозы и высокая цена ошибки
В Херсонской области регулярно происходят покушения чиновников, сотрудничающих с оккупационными властями. В Украине это связывают с деятельностью партизан. В начале июля в украинских телеграм-каналах появилась фотография листовки с угрозами Ковалеву — это произошло спустя несколько дней после неудачного покушения на чиновника.
Депутат-перебежчик
Алексею Ковалеву было 33 года, он родился в городе Голая Пристань Херсонской области в 1989 году, закончил Одесскую юридическую академию, владел телеканалом и занимался аграрным бизнесом.
В 2019 году Ковалев был избран депутатом Верховной Рады, входил во фракцию партии Владимира Зеленского «Слуга народа».
После вторжения России решил вернуться в Херсон, объяснив это нуждами бизнеса и обязательствами перед своими избирателями. 28 апреля фракция «Слуга народа» приостановила членство Ковалева в партии из-за того, что он, по их данным, общался с российскими военными в Херсонской области. 3 мая Ковалева исключили из фракции.
Ковалев действительно перешел на сторону России и в оккупационной российской администрации получил должность «заместителя председателя военно-гражданской администрации Херсонской области по сельскому хозяйству».
Как сообщает издание «Агентство» со ссылкой на местных журналистов, Ковалев нужен был, чтобы курировать самую «хлебную» в Херсонской области сферу — вывоз урожая, поскольку он хорошо знал местный контекст, был знаком с фермерами и мог решать дела на таможне России, его формальный статус позволял быстро провозить грузы на территорию Крыма.
В июне Государственное бюро расследований Украины возбудило в отношении Ковалева уголовное дело, обвинив его в государственной измене. В июле он был заочно взят под стражу.
«Депутат сотрудничает с оккупационными силами Российской Федерации на временно оккупированной территории Херсонской области. Подконтрольные ему предприятия поставляют пищевую продукцию в Автономную Республику Крым с последующей реализацией на территории России, а также завозят на Херсонщину горюче-смазочные материалы из оккупированного Крыма», — говорилось в заявлении следствия.
Известие о гибели бывшего нардепа Ковалева поступило на фоне новостей о прорыве украинской армии в Херсонской области.
Почему Ковалев стал важной фигурой для воюющих сторон
Корреспондент Русской службы Би-би-си в Украине Святослав Хоменко:
Алексей Ковалев, 33-летний депутат Верховной Рады, херсонский бизнесмен-аграрий средней руки был, конечно, фигурой символической.
До российского вторжения он ничем незаурядным не выделялся, если не считать мутной истории с покупкой телеканала за деньги, якобы подаренные ему родителями. Для чего или, скорее, для кого это сделал Ковалев, так и осталось тайной.
Вскоре после начала войны, в начале апреля, Ковалев неожиданно уехал на родину, на оккупированную на тот момент Херсонщину. В соцсетях объяснял: хочет защитить семейный бизнес от мародеров, да и жителей своего округа бросать не хочет. «Все будет Украина», — заканчивался один из его постов в «Фейсбуке», написанный в те дни.
В президентской партии «Слуга народа» этого поступка Ковалева не поняли и исключили его из состава фракции в Верховной Раде. И действительно, уже спустя несколько недель Ковалев отчитался об участии в совещании куратора оккупированных территорий от Кремля Сергея Кириенко с фермерами Херсонщины. «Россия здесь всерьез и навсегда», — сообщил он о вынесенных их этого мероприятиях выводах.
С этого момента Ковалев стал крайне важной фигурой для обеих сторон войны.
Для России, которая испытывала (и испытывает) очевидные проблемы с поиском коллаборантов на захваченных землях и вынуждена импортировать чиновников для работы в оккупационных администрациях «с большой земли», Ковалев был ценнейшим ресурсом. Молодой, местный, с какими-никакими связями в регионе. Целый депутат парламента — единственный, кто открыто перешел на сторону России — если не считать эксцентричного Илью Киву, которого, к тому же, мандата оперативно лишили.
Для Украины Ковалев стал важным по этим же причинам. Депутат, да еще и от президентской партии, перебежавший на сторону оккупанта, — само существование этого персонажа выглядело как вызов и для государства, и для Владимира Зеленского лично.
В июне автомобиль Ковалева был взорван, но сам депутат остался жив. «Не дождетесь!» — обращался он тогда к своим недругам с больничной койки.
Вчерашнее покушение, совершенное в доме Ковалева в Голой Пристани, своей цели достигло. Не так важно, что стало его причиной — работа украинских спецслужб (они эту тему не комментируют) или что-то еще.
Следственный комитет России подтвердил информацию о смерти Алексея Ковалева, когда украинская армия активизировала боевые действия на херсонском направлении.
И уже сейчас ясно, что смерть Ковалева может стать сигналом для тех, кто раздумывает о вхождении в органы оккупационной власти, об участии в организации «референдума» о судьбе Херсонской области, да о любом сотрудничестве с россиянами.
Ведь то, что сохранить свою жизнь не удалось даже депутату Рады и члену «правительства» Херсонской области, означает, что Россия может сколько угодно заявлять, что она здесь всерьез. Но Украина — слишком близко для того, чтобы уверенно говорить о том, что такая ситуация — это навсегда.
- LIVE: Последние новости в режиме реального времени
- ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ: Что стало с героями материалов Би-би-си за полгода после начала вторжения России
- ИНТЕРВЬЮ: Братья Байрактар: деньги не приоритет, наша поддержка на стороне Украины
- АНАЛИЗ: Между удавом и гадюкой. Что происходит с российской экономикой во время войны?
- РЕПОРТАЖ: «Чем больше уедет, тем меньше погибнет». Киев запустил обязательную эвакуацию из Донецкой области