Госдума одобрила поправки, предлагающие ввести в Уголовный кодекс России статью о мародерстве в период военного времени — до 15 лет колонии. Кроме того, в УК решили добавить понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время», а также наказание за добровольную сдачу в плен. Мародерство было ранее прописано в Уголовном кодексе РСФСР.
На поправки обратил внимание правозащитник Павел Чиков. Они были внесены в нижнюю палату парламента при подготовке ко второму чтению законопроекта об изменениях в УК, который Чиков называет «непримечательным».
В самом законопроекте, принятом в первом чтении в июле, речь идет лишь о корректировке сроков, после отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами. Цель — «стимулирование правопослушного поведения осужденных».
Теперь же Госдума проголосовала за закон во втором и третьем чтениях, в том числе за поправки о наказании за мародерство и добровольной сдаче в плен. «За» — 389 депутатов, «против» и «воздержавшихся» не было.
УК без мародерства
В действующем российском УК такой статьи нет — она была в Уголовном кодексе РСФСР.
Мародерство в новой ст. 356.1 УК РФ предлагается описать как противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества, совершенное с корыстной целью в период военного положения, в военное время или в условиях вооруженного конфликта (и не связанные с вынужденной необходимостью).
Авторы поправки предлагают наказывать за мародерство лишением свободы сроком до шести лет. За мародерство, совершенное с применением насилия, не опасного для жизни, либо с угрозой применения такого насилия, — до 10 лет. А за мародерство, совершенно группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере или с применением насилия, опасного для жизни, — до 12 лет. Если речь идет об организованной группе и особо крупном размере, то наказание может достичь 15 лет.
С начала российского военного вторжения в Украину СМИ не раз раз сообщали о случаях мародерства на оккупированных территориях. Военнослужащие отправляли награбленную технику в том числе из Беларуси, используя почту и курьерские сервисы. Российские власти эти сообщения не комментировали, уголовных дел против предполагаемых мародеров в России не заводили.
«Мобилизация» и «военное положение»
Кроме того, поправками в «непримечательный» законопроект ко второму чтению предлагается внести статью «Добровольная сдача в плен» (ст. 352.1 УК).
За сдачу в плен грозит от трех до 10 лет лишения свободы, если нет признаков государственной измены, пишет Чиков.
Еще авторы поправок предлагают расширить перечень отягчающих обстоятельств — совершение преступления «в период мобилизации» или «военного положения». Сейчас в ст. 63 УК РФ, посвященной таким обстоятельствам, уже есть схожая формулировка — «в условиях вооруженного конфликта или военных действий».
Российские власти до сих пор отрицали планы объявить мобилизацию. Разговоры об этом усилились после сентябрьского контрнаступления Украины в Харьковской области.
Самовольное оставление части в период мобилизации и военного положения (статья 337 УК РФ) будет наказываться строже, обратил внимание на еще одно предложение Чиков: свыше месяца — от пяти до 10 лет колонии, а не до пяти лет.
«Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет», — цитирует текст поправок РИА Новости.
Среди авторов — депутаты Госдумы Валерий Пискарев и Леонид Слуцкий, а также сенатор Андрей Клишас, отмечает агентство.
Вводится также группа статей о неисполнении государственного оборонного заказа и нарушение условий государственного контракта, сообщил Чиков.
В начале июля Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект о праве властей вводить «специальные меры» в экономике для обеспечения «контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации». В числе прочего речь идет об увеличении рабочего времени, работе в выходные и запрете на отказ от выполнения контрактов по гособоронзаказу.