Губернаторы и провоенные блогеры обвиняют военкомов в том, что забирают на войну не тех, кого надо, а несогласные с мобилизацией жгут здания военкоматов и даже берутся за оружие.
«Он там будет работать мясом»
В четыре утра понедельника к военкомату на улице Октябрьской в Урюпинске подошел человек в черном. Он аккуратно поставил коробку посередине парковки. В коробке были зажигательные снаряды.
Камера напротив военкомата запечатлела, как мужчина паркует старенькую «Ладу» у самых дверей военкомата, замахивается и методично, не спеша, закидывает здание чем-то горящим, похожим на файеры. Некоторые попадают в окна второго этажа. От здания поднимается черный дым, вход полыхает, машина тоже загорается.
Поджигателем оказался 35-летний Михаил Филатов: поклонник ныне покойного неонациста Тесака и участник движения «Трезвый Урюпинск».
Рано утром в день поджога на странице Филатова появился пост с фотографией бутылки, заткнутой горящей тряпкой (такое самодельное зажигательное устройство называют «коктейлем Молотова»). И подписью: «Кто-то протестует дома на кухне, кто-то пьяный, во дворе с друзьями, кто-то в комментариях, кто-то либерально, с цветочками. Я свой протест против мобилизации и войны выражаю так».
На военкоматы нападали с «молотовыми» и до объявления мобилизации, но происходило это всегда ночью, так что пострадавших обычно не было. А вот в понедельник утром в военкомате Усть-Илимска чуть не произошло убийство. Мужчина тяжело ранил военкома из огнестрельного оружия. Как вспоминают очевидцы, перед этим он сказал, что «сейчас все пойдем домой».
Стрелявшего — 25-летнего Руслана Зинина — задержали: его мать рассказала телеграм-каналу Astra, что накануне призвали его лучшего друга, и сын «очень расстроился». Самому Руслану повестка не приходила.
Пострадавший военком в реанимации в крайне тяжелом состоянии. В него попали шесть пуль.
Как раз накануне Владимир Соловьев в своей передаче «Воскресный вечер» предложил расстреливать недобросовестных военкомов, которые призывают пожилых и негодных к службе по здоровью. «А можно расстреливать? Я за. Я бы публично просто вывел бы пару таких военкомов… — говорил в эфире Соловьев. — Взять этого военкома за ухо и на передовую на Донбасс. Он там будет работать мясом».
«Чтобы закрыть свои косяки, призывают без разбору»
Военкомам все чаще достается и на словах, причем не от противников мобилизации, а от пропагандистов, чиновников и «партии войны».
О плохой работе военкоматов, «подставляющих главнокомандующего», писала бывшая пресс-секретарь провластного движения «Наши» и предполагаемая владелица сети провластных телеграмм-каналов Кристина Потупчик. «Чтобы закрыть свои косяки по реальной работе за все эти годы, они начинают без разбору призывать людей без военных билетов, непрофильных специальностей, не служивших, не прошедших комиссию», — возмутилась она.
Бывшая советница Володина Анастасия Кашеварова выложила видео 2021 года, где Сергей Шойгу проинспектировал московский военкомат и обнаружил, что там нет компьютера.
«Нет никакой базы. Вот они и призывают безруких, безногих, дедов с ишемией, неслуживших. По их картотекам с советских времен ничего не обновлялось, видать», — делает вывод провластная блогерка.
Военный эксперт Илья Крамник опубликовал письмо гендиректора предприятия «Фраксис» об ошибках мобилизации. Тот пожаловался, что под мобилизацию попали уникальные специалисты в сфере микротехнологий. «Каждый специалист до своего уровня проходит обучение не менее 10 лет на очень дорогих установках, требующих высочайшей квалификации, с очень специфическими знаниями. Электроника — фундамент любой современной техники. В мире сейчас дефицит специалистов, их собирают, за них борются… а мы их отдаем под пулю, нож и 82-мм мину», — говорится в письме.
Автор романов о бойцах спецназа Алексей Суконкин и провоенный телеграм-канал «Рыбарь» возмутились ситуацией на одном из полигонов. «Четвертый день мобилизованные мужики слоняются по Сергеевскому полигону, как неприкаянные. Нет никакой учёбы, никто толком ничего не понимает, офицеров уровня комбата и выше в глаза никто не видел», — написал Суконкин, ссылаясь на свои источники. А средства индивидуальной боевой защиты будущим бойцам посоветовали купить за свои деньги: армия их выдавать не будет.
«Вернуть всех незаконно мобилизованных»
Ополчились на военкоматы и губернаторы, которые отвечают за мобилизацию в своих регионах.
«Есть случаи мобилизации граждан, которые не должны призываться. Например, случаи призыва многодетных отцов, у которых четверо и более детей до 16 лет. Чтобы исключить такое, поручил усилить взаимодействие органов местного самоуправления с военными комиссариатами… Все, кто был мобилизован по ошибке, должны быть возвращены обратно», — сказал глава Якутии Айсен Николаев, первый из губернаторов, заявивший об ошибках военкоматов.
За ним последовали и другие губернаторы: главы 20 регионов раскритиковали работу военкоматов. Вину на военкомов свалили в Дагестане, Свердловской, Владимирской и других областях.
Например, глава Омской области рассказал, что военкоматы ошибочно призвали жителей с онкологией и многодетных отцов.
Губернатор Воронежской области Александр Гусев поручил вернуть домой всех незаконно мобилизованных в течение двух суток — и заодно отменил развлекательные мероприятия в области в связи с мобилизацией.
Военком Самарской области Алексей Вдовин признал, что повестки рассылаются «с запасом»: «Мы проводим рассылку повесток в большем количестве, чем нужно для обеспечения выполнения задачи в поставленный срок. Может случиться разное — человек куда-то выехал, его нет на месте, может быть, он заболел. И вместо него мы должны будем подобрать человека», — сказал он в интервью «Комсомольской правде». А военкома Магаданской области и вовсе отправили в отставку за ошибки при мобилизации.
Но и самим губернаторам за ошибки при мобилизации тоже досталось. Их раскритиковала председатель Совфеда Валентина Матвиенко: «Создаётся впечатление, что где-то допускают, что быстро отчитаться важнее, чем качественно выполнить важную государственную задачу. Такие перегибы абсолютно недопустимы. И, считаю, совершенно справедливо вызывают резкую реакцию в обществе», — написала она.
«Кредиты надо брать на обмундирование наших мужчин»
Пока власти заявляют о перегибах на местах, жены мобилизованных собирают им снаряжение сами. В группах во «ВКонтакте», посвященных мобилизации, в основном спрашивают, заберут ли с такой-то военной специальностью, или с такой-то болезнью, или отца стольких-то детей. Чуть менее популярны посты о том, как собрать мужа на войну. «Что ложили мужу в сумку когда забирали, скажите пожалуйста», — просит одна из жен. Другая в растерянности: «Объясните, пожалуйста, пришла повестка на завтра, когда закупать форму, берцы и т.д.? Сегодня или ещё будет какое-то время?»
Женщине объяснили, что завтра муж уже уедет в армию, и она срочно отправилась в спортивные магазины и военторги. Об этом она позже сама написала под своим же постом: «Все дорого, без формы порядка 25 тысяч уже ушло на сумку, аптеку, перчатки и т.д.».
- «Мы вышли из очереди и смирились». Кого и почему не выпускают из России
- Мобилизация в России: за сутки — четыре новых поджога военкоматов и администраций
Третья жалуется: «Нам в 30 тысяч обошлось одеть, берцы, форма, разгрузка, носки, трусы, рюкзак. Отдельно таблетки, еда». Когда я прошу в личном сообщении рассказать подробнее, она отвечает совсем другим тоном: «Нам не дорого, честно. Он не маленький мужчина, не всегда можно подобрать одежду, обувь. Из той инфы, которую я знаю, [в армии] все выдают и чаще [это] новая прекрасная форма». И просит ей больше не писать.
Жены бегают по военторгам не зря. По крайней мере в некоторых частях новобранцам прямым текстом говорят позаботиться о себе самостоятельно. «Спальники — однозначно, плюс туристические коврики. Это все свое, мальчишки! Мы наших мужиков сами все укомплектовывали», — в сеть попало видео, как заместитель командира по материальному обеспечению проводит инструктаж. Она также советует купить свои перевязочные жгуты: в армии жгутов на всех не хватит.
«Мужики, только не ржать», — продолжает она и советует купить женские тампоны — чтобы затыкать ими пулевые ранения, и прокладки — чтобы использовать вместо стелек в сырую погоду.
«Это получается, кредиты надо брать на полное обмундирование наших мужчин? А государство не хочет об этом позаботиться?» — возмущается еще одна комментаторша в группе о мобилизации «ВКонтакте».
Одновременно с этим появляются сообщения, что в частях у призванных отбирают купленное на свои деньги обмундирование, заявляя, что иметь свое «не положено».
«Там такая неразбериха»
Пока чиновники ищут виноватых, хаос продолжается. Московский айтишник Петр Васильев сам пришел в военкомат объяснить, что у него бронь: минобороны объявило о специальностях, которых мобилизовать не будут, и айтишники — среди них.
Что было дальше, Васильев потерянным голосом рассказывает на видео: «На 16 часов у меня уже повестка. Показывал военкому документы, что место моей работы является аккредитованной IT-компанией, показывал диплом. Но военком сказал, что меня нет в списках, я не подлежу отсрочке».
Призванный по мобилизации из Нижегородской области ведет репортаж на своей странице ВКонтакте. «Кружимся третий день где-то около Украины, но знать никто не знает, куда мы едем, завтра третьи сутки будем кататься, — пишет он. — Остались без еды, сидим в холодном автобусе, но мы не киснем!»
21-летний Сергей (имя изменено) из Московской области отслужил в армии два года назад. Получил специальность: начальник водоочистительной станции. Прямо в день объявления мобилизации, 21 сентября, к нему на работу — на завод — пришли из военкомата с полицией и раздали повестки. Об этом Би-би-си рассказала невеста его брата. Сергею выдали повестку на вечер того же дня: он пришел домой, рассказал об этом и уехал, а семья даже не успела собраться с мыслями.
23 сентября он оказался на танковом полигоне в Алабино. Сначала молодого человека начали обучать на гранатометчика, а на следующий день — на стрелка. Сергей, когда служил в армии, был на стрельбище всего один раз. К тому же автомат, как рассказал Сергей семье, выдали ржавый.
«Люди все время прибывают, там такая неразбериха. Никого не спрашивали, какая у них специальность, — рассказала собеседница Би-би-си. — Он говорит, что стрелять ни в кого не готов и не будет».
Уже 27 сентября Сергея с сослуживцами повезут в Белгород.