Манипуляции идеей «второго фронта» со стороны говорящих голов «Грузинской мечты» начались как оправдание слабой поддержки Украины. Поначалу власти размыто намекали на желание отдельных западных политиков открыть на Кавказе «второй фронт» против России. При этом в правящей партии деликатно отмечали: это могут быть кто угодно, но «не стратегический партнер», то есть Соединенные Штаты.
Конкретные имена стали называть «лакеи» олигарха Бидзины Иванишвили, покинувшие созданную им партию, чтобы не запятнать ее репутацию. Депутаты, традиционно считающиеся самыми преданными соратниками бизнесмена, первыми открыто обвинили посольство США в попытке устроить в Грузии переворот.
Один из них, Созар Субари, до того, как уйти из правящего большинства, «абсолютно исключал», что Соединенные Штаты или правительства дружественных стран пытаются развязать войну. Но он настаивал, что такое желание прослеживалось в заявлениях конкретных политиков. К примеру, экс-посла США в Тбилиси Яна Келли, бывшего советника Госдепа по делам Европы и Евразии Мэтью Брайзы и экс-помощника госсекретаря Дэвида Крамера.
Конспирологический список имен расширился, когда Субари и его соратники формально покинули «Грузинскую мечту». Теперь главным объектом критики стала посол США Келли Дэгнан.
В своем последнем заявлении аффилированные с Иванишвили, к примеру, депутаты заявили о сильном желании американской дипмиссии втянуть Тбилиси в войну. А через уста оппозиционера Георгия Вашадзе (лидера партии «Стратегия Агмашенебели») якобы была озвучена угроза устроить госпереворот.
В предыдущем открытом письме они заявили, что основная цель посольства США – ослабить государственные структуры Грузии, чтобы «преступникам было легче организовать революцию», вернуться к власти и втянуть Тбилиси в войну. А в другом тексте обвинили американскую дипмиссию во вмешательстве во внутренние дела Грузии с использованием агентурной сети. Якобы еще в 90-е годы в период правления Эдуарда Шеварднадзе посольство США при «вынужденном согласии» властей включало своих людей практически во все государственные структуры. Чтобы устроить «Революцию роз», были созданы и снабжены десятки НПО, а уже после революции сформировалась вертикаль власти, которая в 2004-2012 годы «находилась под полным контролем посольства», заявили приближенные к Иванишвили.
«Соответственно, если в 80-е и 90-е годы основную угрозу суверенитету Грузии представляли КГБшники и агенты российских спецслужб, то в 2000-х, наряду с российской агентурой, серьезной проблемой для суверенитета стала американская агентура».
Нарратив о том, что Соединенные Штаты пытаются свергнуть правительства, используя его политических оппонентов, в прошлом использовался в Украине. Бывший депутат Верховной рады Олег Царев, известный своими откровенно прокремлевскими взглядами, за месяц до «Евромайдана» выступил с докладом о провокации западных спецслужб. В частности, американского посольства.
Царев утверждал, что к нему обратились активисты общественной организации «Воля», которые представили убедительные свидетельства того, что на территории Украины, при поддержке и непосредственном участии посольства США, осуществляется проект «Техкемп», в рамках которого ведется подготовка к разжиганию гражданской войны в Украине» и свержению государственного режима. Проект якобы находился под кураторством посла США в Украине Джеффри Пайетта.
Со своей скандальной речью Царев выступил в Верховной Раде 20 ноября 2013 года. А на следующий день президент Виктор Янукович заявил о приостановлении подготовки к заключению Соглашения об ассоциации. Именно это решение спровоцировало в Украине стихийные протесты, которые в итоге обернулись «Евромайданом», сменой власти и бегством Януковича из страны, а также началом войны в Донбассе и аннексией Крыма.
Впоследствии свергнутый президент уверял, что координация протестующих действительно велась из американского посольства в Киеве и поддерживалась западными странами.
«Нам было известно, что в посольстве США действовал координационный штаб восстания. <…> Это был жесткий, кровавый сценарий. Кто его авторы, я не берусь утверждать, но та поддержка, которая была у «Майдана» со стороны Запада и США, позволяет говорить, что эта поддержка была всесторонней», — сказал Янукович в 2016 году.
Лидеры, продвигавшие в Украине прокремлевские интересы, годы спустя все так же продолжали критику Соединенных Штатов. Бывший премьер-министр Николай Азаров, советником которого в свое время был Олег Царев, в марте 2021-го в эфире радиостанции «Говорит Москва» обвинил американцев в проведении в Украине политики по искоренению любой оппозиции во избежание народных волнений. «Они являются настоящими хозяевами Украины», – заявил он.
А сам Царев вновь озвучил антиамериканский нарратив всего за пару дней до российского вторжения в Украину, заявив, что война «чрезвычайно нужна США».
Предать мечту: как власти лишают Грузию европейского будущего
Между тем, трюк с попыткой перевести все стрелки на Америку сегодня пытаются повторить в Грузии. Наблюдатели считают, что использование депутатов, формально покинувших правящую партию, позволяет властям через них озвучивать свои самые потаенные идеи.
«Наша главная цель – донести до общества правду, которая скрыта за кулисами грузинской политики». Именно так объяснили свой уход из «Грузинской мечты» самые верные Бидзине Иванишвили парламентарии. Они стал выпускать одно за другим открытие письма, в которых с каждым раз все откровеннее обвиняли посольство США в попытке влиять на внутреннюю политику страны.
В одном из совместных обращений депутаты заявили, что вопрос интеграции в Евросоюз в действительности ставил целью смену правительства в Тбилиси и втягивание страны в войну против России. А за отказ своего правительства идти на конфронтацию с Россией, Грузия наказали, не предоставив статус кандидата в члены ЕС.
Эксперты не исключают, что, как и в украинском оригинале, главная цель отколовшихся от правящей партии депутатов – подготовить почву в обществе для окончательного разрыва с Западом и перехода на пророссийские рельсы. Один из приемов на этом пути – дискредитация западных институтов и акторов. И главный удар «стратегов» «Мечты» пришелся на посла США Келли Дэгнан.
Один из них – Михаил Кавелашвили – по сути обвинил дипломата в поддержке тех, кто пытается «открыть в Грузии второй фронт». Другой – Дмитрий Хундадзе – заявил, что косвенная или открытая поддержка послом «партий войны», т.е. оппозиционного «Единого национального движения», разрушают евроатлантические ценности Грузии. А поскольку это – цель ФСБ, то, по логике депутата, посол США реализует цели российских спецслужб.
В Вашингтоне не раз давали понять: Келли Дэгнан представляет не свою личную позицию, а позицию Госдепартамента. А значит нападки на посла – это нападки на Соединенные Штаты. Пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс еще в самом начале этой кампании заявил: партнеры так не поступают. А прибывшая в начале октября в Тбилиси заместитель госсекретаря Бонни Дженкинс назвала атаки на посла частью масштабной дезинформационной схемы, которая на руку Кремлю.
Питер Померанцев: россияне хотят втянуть всех в свой грубый эмоциональный ад
«Момент Януковича»
О том, что «Грузия переживает момент Януковича», международные СМИ и аналитики стали писать и говорить давно – после того, как страна погрязла в политическом кризисе. Помочь урегулировать его пытались американские и европейские дипломаты. Но правящая «Грузинская мечта» неоднократно демонстрировала пренебрежение их призывами. В частности, вышла из соглашения, подписанного между властями и оппозицией при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля.
Не осмеливаясь открыто критиковать политических лидеров Европы и Америки, члены «Грузинской мечты», однако, довольно грубо реагировали на заявления европарламентариев или конгрессменов США. Члены партии власти прямым текстом советовали им «присматривать за своей страной» и не вмешиваться во внутренние дела Грузии.
«Ни Фотыга (Анна Фотыга, член Европарламента, — прим. рд.), ни Кубилюс (Андрюс Куюилюс, член Европарламента, — прим. ред.), ни кто-либо еще ничего не представляют для меня и нашей страны», — заявил как-то премьер-министр Ираклий Гарибашвили.
Аналогичной риторикой в свое время пользовался и Виктор Янукович. В период политического кризиса в Украине он был категорически против того, чтобы иностранные политики приезжали и «учили, как жить»:
«Что очень важно, так это то, что это наше внутреннее дело, и чтобы другие страны не вмешивались в наши внутренние дела».
Параллели же между бежавшим из Украины Виктором Януковичем и официально «бежавшим» из политики Бидзиной Иванишвили проводились и после развязанной 24 февраля Россией войны. К примеру, когда в сети появилась запись разговора между грузинским олигархом и подсанкционным российским олигархом Владимиром Евтушенковым, председатель украинской партии «Слуга народа» Давид Арахамия заявил: «Сегодня Иванишвили стал грузинским Януковичем».