Лидеры палестинского исламистского движения ХАМАС прибыли в среду в Дамаск для переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом.
Это первый визит представителей группировки в Сирию после того, как исламисты в феврале 2012 года бросили вызов правительству Асада и объявили о поддержке оппозиции после жесткого подавления мирных протестов, которые привели к гражданской войне.
Теперь руководство ХАМАС утверждает, что хотело бы нормализовать отношения с Дамаском на фоне роста числа арабских стран, в последнее время решивших установить отношения с главным врагом ХАМАС — Израилем.
- 30 лет ХАМАС: не истек ли срок годности?
- Почему ХАМАС не участвовал в последнем конфликте в секторе Газа?
Визит делегации ХАМСА в Дамаск для переговоров с президентом Башаром Асадом стал первым за 10 лет, прошедших с того момента, когда исламисты решили прервать отношения с Сирией на волне народных протестов, которые привели к гражданской войне. До этого движение, контролирующее сектор Газа, было одним из ближайших союзников Асада в регионе, однако после разлада Сирия неизменно обвиняла ХАМАС в предательстве.
Оттепель в отношениях между Дамаском и ХАМАС стала возможной благодаря посредничеству Ирана и ливанской проиранской вооруженной группировки «Хезболла».
Предпосылкой для восстановления отношений с сирийским режимом стало подписание на прошлой неделе в Алжире договора о примирении между ХАМАС и их главными соперниками среди палестинцев, движением ФАТХ, которое контролирует Западный берег.
Другим поводом, по словам самого руководства ХАМАС, стали «новые региональные и международные подвижки», то есть, как говорят аналитики, рост числа арабских стран, решивших восстановить отношения с Израилем, в котором исламисты видят своего главного врага.
«Ось сопротивления»
Как отмечают аналитики, восстановление связей с сирийским режимом еще крепче привяжет ХАМАС к так называемой «Оси сопротивления», возглавляемой Ираном против Израиля. В эту ось уже вовлечена сама Сирия, а также ливанская Хезболла, палестинский Исламский джихад и йеменские повстанцы-хуситы.
Происходит это на фоне тех самых «международных подвижек», о которых говорит ХАМАС, то есть налаживания отношений между Израилем и целым рядом арабских стран, а также Турцией, которая является еще одним важным, если не ключевым игроком в регионе.
ХАМАС по-прежнему видит себя главной силой, способной сопротивляться Израилю и выражать волю всего палестинского народа, однако в самом Израиле, а также в США и Евросоюзе группировка признана террористической.
Решению о восстановлении отношений с Сирией предшествовала серия переговоров, как тайных, так и официальных, причем посредниками всегда выступали представители Ирана и «Хезболлы», во время гражданской войны поддерживавшие и даже сражавшиеся на стороне режима Асада. За всем этим стоит стремление Ирана укрепить свою «Ось сопротивления».
Тегеран не может не понимать, что на фоне рассыпавшейся ядерной сделки с Западом и вынужденных военных связей с Россией, еще одним международным изгоем, что чревато новыми санкциями со стороны Запада, а также растущих протестов внутри страны, его позиция стала более уязвимой, поэтому необходимо привлекать на свою сторону любых возможных союзников.
Впрочем, о полном вовлечении ХАМАС в иранскую орбиту через Сирию говорить еще преждевременно. Если бывший лидер группировки Халед Машааль мог похвастаться хорошими личными отношениями с Асадом и пользовался в Дамаске редкими привилегиями, то у нынешних представителей ХАМАС такого политического веса явно не будет.
Да и сам заместитель главы политбюро движения Халиль аль-Хайя, возглавивший делегацию, заявил журналистам, что ХАМАС планирует открыть в Дамаске свой офис, однако говорить о переводе в сирийскую столицу штаб-квартиры движения еще слишком рано.
К тому же руководство ХАМАС может не захотеть плотно обосновываться в Сирии, учитывая, что Израиль регулярно наносит удары с воздуха по иранским боевикам, которые действуют в составе сил режима Асада.