Гарант [без]опасности: почему Армения дистанцируется от России и ОДКБ - SOVA
политика

Гарант [без]опасности: почему Армения дистанцируется от России и ОДКБ

Во время совместного фото на саммите ОДКБ в Ереване премьер-министр Армении Никол Пашинян, казалось, пытался дистанцироваться от президента России Владимира Путина. Этот момент стал весьма символичным – сегодня Ереван так же пытается дистанцироваться от Москвы.

Блокада Лачинского коридора и бездействие российских миротворцев

Отношения между Москвой и Ереваном особенно обострились после того, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не поддержала Армению в сентябре 2022-го. Тогда вооруженные силы Азербайджана обстреляли приграничные города. С тех пор Ереван не раз выражал недовольство отсутствием должной поддержки со стороны Москвы. Отражалось это не только в официальных заявлениях, но и, к примеру, в антироссийских протестах с украинскими флагами и требованием выхода Армении из возглавляемого Россией блока.

Пока правительство Пашиняна отказывается лишь принимать у себя военные учения ОДКБ-2023. Ссылаясь на «нецелесообразность в нынешней ситуации».

Отдельно Ереван критикует Москву из-за ситуации вокруг Лачинскиго коридора – единственной дороги, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией. С середины декабря она заблокирована азербайджанскими «экоактивистами», выступающими против добычи де-факто властями природных ископаемых. В Ереване заявляют, что Карабах находится на пороге серьезного гуманитарного кризиса. И виновата в этом, в том числе, Россия.

На днях у российской военной базы в Гюмри прошла акция протеста «Блокада во имя разблокирования», на которой требовали восстановления движения по Лачинскому коридору. Манифестанты уверены: именно миротворческий контингент РФ ответственен за происходящее. И если дорогу не откроют, миротворцев объявят «оккупантами».

Десятки человек задержаны на акции протеста против российской военной базы в Гюмри

Функционирование шестикилометрового горного коридора действительно прописано в совместном заявлении лидеров России, Армении и Азербайджана от 9 ноября 2020 года. Оно положило конец Второй карабахской войне. В связи с этим Никол Пашинян напомнил коллегам о взятых на себя обязательствах по обеспечению беспрепятственного передвижения по коридору. По его словам, несмотря на то, что Армения – «убежденная сторонница» присутствия российских миротворцев в Карабахе, позиция миротворческого контингента «быть безмолвными свидетелями изгнания армян из Нагорного Карабаха» для Еревана неприемлема.

Аналитик Грузинского центра стратегического анализа (GSAC) Володимир Копчак считает: призывы Армении к ОДКБ сделать что-то в контексте Лачинского кризиса в институциональном плане абсурдны, поскольку кризис происходит на территории Азербайджана.

«Это 30 лет признается той же Арменией. Это формально плохой ход, потому что тот же Путин в своем информационном мусорном баке может выйти и сказать: друзья, это территория Азербайджана, будем как-то разбираться».

По словам Копчака, все заявления по линии Ереван-ОДКБ следует рассматривать как перепалку или диалог исключительно по линии Ереван-Москва.

«ОДКБ очень давно не существует в формате военно-политического блока. Эта организация существует и существовала всегда исключительно с целью обволакивания, удерживания, втягивания, ведения гибридной войны против государств-членов этого самого блока. Даже в этом втором формате у РФ в следствии провала на украинском фронте сейчас случаются проблемы. И в том числе с Армений. Что мы сейчас наблюдаем».

Россия: гарантия безопасности или угроза

В Армении, судя по всему, происходит постепенная смена парадигм безопасности. Если до сих пор руководство страны полагалось на покровительство Москвы, то теперь российское военное присутствие оценивается не как гарантия безопасности, а скорее как угроза.

«Почему-то в Армении на протяжении долгого времени по инерции бытовало мнение, что Россия остается гарантом ее безопасности. Но мы увидели, что во время Второй карабахской войны и после Россия не помогала Армении. И не помогала не только в Карабахе, который юридически уже является азербайджанской территорией и понятно, что, соответственно, части ОДКБ на это не распространяются. Но когда в сентябре бои шли уже на границе, Россия не вмешалась и там», – говорит грузинский аналитик Зураб Батиашвили.

По его словам, долгое время Армения игнорировала элементарную истину: на Россию нельзя полагаться. Но с течением времени, убежден эксперт, правящая элита страны укрепляется в этом мнении.

«Отсюда и исходит то, что они впервые отказались от проведения учений. Конечно, это все связано с российско-украинской войной, потому что после начала войны, позиции России ослабли. В том числе и на Кавказе. И это ослабление мы видим на каждом шагу. В частности, и в этом самом отказе Армении».

Нагорный Карабах: армяне в продовольственной блокаде?

Ярче, чем демарш Пашиняна, отказавшегося от проведения учений, звучала прямая речь секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна, считает Копчак. Тот ранее прямо заявил, что Москва системно предлагала Армении войти в Союзное государство России и Беларуси.

«История известная в экспертных кругах, но то, что чиновники такого ранга из Армении поднимают ее в паблик – это само по себе показательно. Не будем забывать, что Россия с такими предложениями до 24 февраля прошлого года – это одна Россия, в одном состоянии. И сейчас в свете провала на украинском фронте – это совсем другая история. Со стороны Еревана в этом плане такое предложение России звучит как прямая угроза национальной безопасности Армении», – говорит аналитик.

В следствие войны в Украине Россия оказалась в уязвимом положении и теперь не хочет идти на конфронтацию с Азербайджаном, а значит и с Турцией, считают эксперты.

«Россия как бы играет вот в такую прагматичную игру, где интересы важнее каких-то принципов и тех обязательств, которые Россия взяла на себя. И вот эта акция, которая прошла в Армении, мне кажется, это попытка как-то обратить внимание и международного сообщества, и самой России на то, что, в конце концов, если Россия не в состоянии выполнить те функции, которые она на себя взяла, тогда непонятно, зачем Армении продолжать т. н. стратегические отношения, или как Россия может продолжать играть ту роль, которую она взяла на себя в карабахском конфликте», – заявил армянский политолог Микаэл Золян в интервью «Эхо Кавказа».

Пашинян действительно косвенно обратился к международному сообществу. Премьер Армении призвал Москву, которая считает Южный Кавказ частью своей сферы влияния, инициировать в Совбезе ООН отправку международной миссии в Нагорный Карабах.

При этом важно отметить, что на фоне бездействия союзницы-России несколько западных стран моментально выступили за прекращение блокады Лачинского коридора. К восстановлению свободного передвижения призвал и официальный представитель Госдепа США Нед Прайс.

Ильхам Алиев — армянам Карабаха: принимайте гражданство Азербайджана или уезжайте

Версий, почему Москва бездействует, множество. Первая, по словам Батиашвили, заключается в том, что она рассматривает Никола Пашиняна как идеологического противника, пришедшего к власти путем «бархатной революции». «А это, как само явление, неприемлемо для Путина».

Вторая причина, говорит аналитик, заключается в неспособности России воевать на двух фронтах.

«Россия не может бороться и в Украине, и войти в военную конфронтацию с Азербайджаном. У нее нет таких сил. Мы не должны забывать, что, когда мы говорим об Азербайджане, мы говорим о полной поддержке со стороны Турции. В том числе и в военной сфере. Если Россия начала какие-то военные действия против Азербайджана, это автоматически означает включение Турции в войну».

Такая политика Кремля возмущает армян. В ноябре 2022 года на саммите ОДКБ в Ереване Никол Пашинян отказался подписывать проекты декларации Совета коллективной безопасности, поскольку в них отсутствовала «четкая политическая оценка ситуации на армяно-азербайджанской границе». За это Пашиняна в Армении многие похвалили. Но в оппозиции такой жест назвала «хорошо срежиссированным театром». Оппоненты убеждена: премьер не планирует покидать враждебную для Армении организацию ОДКБ, а значит пытается усидеть на двух стульях. Не отталкивать окончательно Россию, но показать Западу, что в случае необходимости Ереван на это способен.

Пашинян, пришедший к власти при поддержке улицы, изначально позиционировал себя как политика, способного развивать многовекторность. Он выступал за углубление отношений с соседями – Грузией и Ираном, поглядывал на Запад, уже имея, при этом, ярлык «соросовца».

При этом до прихода к власти Никол Пашинян открыто заявлял о негативной роли России для Армении. В 2015 году, к примеру, он называл главной проблемой то, что «армяно-российские отношения основаны не на партнерстве, а на отношениях между говорящим и слушающим».

Впоследствии Пашинян делал все, чтобы в Москве не усомнилась в его верности. Обещал, что Ереван не покинет ЕАЭС и ОДКБ, а российские пограничники и военная база останутся в Армении. После войны-2020 заверял, что инициированный Путиным мир будет полностью соблюдаться.

Мнение | Меняющиеся интересы России оставляют Армению на произвол судьбы

Выбор Армении: ОДКБ или Запад

В армянском обществе набирает силу дискуссия о том, следует ли Еревану покинуть ОДКБ и выпроводить российскую военную базу. Многие считают, что, если кто и сможет сдержать Турцию и Азербайджан, то это Запад, а не Россия.

США свою позицию вполне внятно продемонстрировали в сентябре 2020 года – в сложный для Армении момент, когда Азербайджан занял часть территории страны. Спикер Палаты представителей Соединенных Штатов Нэнси Пелоси прилетела в Ереван, чтобы выразить поддержку и заявить, что Америка продолжит помогать Армении и не допустит изменения ее границ. «Но решение принимает Армения, и если оно будет принято, то США готовы ей помочь».

В настоящее время, считают эксперты, Ереван пытается диверсифицировать свои внешние отношения. По словам аналитика GSAC Володимира Копчака, на нынешнем этапе Армения ищет «то ли альтернативные подушки безопасности, то ли гарантии безопасности на случай действительно жесткого разрыва с РФ».

«Как это у него получается? Сложно сказать. Исключительно антиазербайджанская позиция Франции, например, в вопросе урегулирования Карабаха слабо помогает Армении на земле. То есть в банальной конструкции, того, что сейчас российские военные уходят из Гюмри и туда могут войти потенциальные французы, такого нет. И в таком формате Ереван пока не готов поднимать вопрос.

Ереван обречен пока лавировать в нынешней системе безопасности на Южном Кавказе, не только вокруг Карабаха. В свете того как развиваются события для РФ в Украине. То есть уже речь не столько о поражении России, сколько о том, как это поражение будет оформлено, и какие последствия будут иметь для всех трех сторон».

Сейчас Армения пытается наращивать связи с Западом, который в 2022-м активно проявил себя в качестве посредника, организовав несколько встреч на высшем уровне премьера Пашиняна и президента Алиева. Но пока Ереван – член ОДКБ, а значит, не сможет заручиться основательной поддержкой Запада.

«Армения не может, в том числе, получить оружие от других западных стран. Поэтому, думаю, ей придется выйти из организации, которая изначально была мертворожденной. Никто не воспринимает созданную Россией в противовес НАТО организацию всерьез. Мы видим, что в войне с Украиной ни одна страна этой организации не помогает России. Напротив, помогает Украине. Как это делает, например, Казахстан», – говорит Батиашвили.

Угроза эскалации

Продолжающаяся уже более месяца блокада жизненно-важного для Нагорного Карабаха Лачинского коридора повышает градус напряженности в регионе. Пашинян назвал закрытие дороги очередной провокацией Азербайджана, которая, возможно, станет катализатором новой эскалации конфликта. А любая военная эскалация сейчас, уверен Володимир Копчак, выгодна Москве, ведь «она автоматически сбивает два ключевых момента».

«Первый и главнейший – она сбивает двухсторонний формат переговоров по мирному урегулированию Баку-Ереван. Сразу сбивается договор, который будет состоять из двух подписчиков, а не трех, как хотелось бы Москве. Который будет признавать территориальную целостность друг друга. И второй момент – любая эскалация в районе Карабаха дает козырь Кремлю по присутствию и усилению миротворческого контингента на территории Нагорного Карабаха, считай Азербайджана, который временно находится под российским военным протекторатом».

Возможность эскалации не исключает и Зураб Батиашвили. По его словам, опасность перехода конфликта в горячую фазу будет сохраняться до тех пор, пока не нормализуются дипломатические механизмы.

«Все это связано и с Украиной, поскольку у России остается меньше времени и энергии, чтобы быть на Кавказе таким влиятельным актором, с которым считаются. Чем больше Россия будет ослабевать в войне, тем слабее будут ее позиции на Кавказе. И события развиваются в этом направлении».

Алиев отрицает, что Нагорный Карабах находится в блокаде