Свобода самовыражения или инфантильное вредительство?
Выставка «Автопортрет у зеркала» открылась в тбилисской Национальной галерее 4 февраля. В день открытия один из участников экспозиции — молодой художник Сандро Сулаберидзе, снял со стены собственную работу, а на ее месте нанес баллончиком фразу «Искусство живо и независимо!». В связи с инцидентом администрация галереи вызвала полицию, а МВД Грузии возбудило уголовное дело. Расследование ведется по подпункту «А» второй части 177-й статьи УК Грузии (кража, повлекшая значительный ущерб). Правонарушение наказывается домашним арестом на срок от одного до двух лет или тюремным сроком от трех до пяти лет.
Этот эпизод вызвал недовольство представителей культурной сферы Грузии, которые осудили «репрессии» в отношении деятелей искусства и обратились к главе МВД Вахтангу Гомелаури. Они потребовали поменять квалификацию дела Сулаберидзе и поспособствовать решению спора между художником и галереей путем переговоров. Ограничение свободы самовыражения, добавили они, «характерный признак тоталитарных режимов».
В заявлении, которое распространили участники той самой выставки «Автопортрет у зеркала», также говорится о том, что даже в самом формалистском понимании интерпретация перфоманса художника, как кражи — непостижима. Кража, объяснили они, представляет собой незаконное присвоение чужой собственности, а Сулаберидзе этого не делал. Заявители напомнили: 20-я статья Конституции Грузии гарантирует свободу творчества и запрещает вмешательство в сферу творческой деятельности.
Впрочем, представитель Национальной галереи Александра Габуния заявила, что закону не важно, кто вынес картину из галереи, «собственник или его почитатель». Директор галереи и заведующая выставочным отделом Национального музея назвала перформанс Сандро Сулаберидзе «инфантильным вредительством». По её словам, в будущем артисты должны планировать свои «перфомансы» таким образом, чтобы «не вступать в конфликт с законом, а если вступите, то будьте готовы к наказанию».
Она также пожаловалась на то, что получила выговор, а одному из сотрудников службы безопасности галереи было предложено перевестись на другую должность, после чего он уволился по собственному желанию.
В АМЮГ призвали Минкульт Грузии прекратить давить на деятелей искусства
Художник – угроза государству?
Не получив никакой реакции на обращение о переквалификации дела Сандро Сулаберидзе, 12 февраля деятели искусства, активисты и простые граждане провели у Национальной галереи акцию солидарности. Параллельно собравшиеся собирали подписи под петицией с требованием переквалификации дела.
Примечательно, что во время мирного митинга во дворе галереи было мобилизовано большое количество полицейских, по некоторым данным, выгрузили не менее 20 машин.
«20 полицейских машин на заднем дворе Голубой галереи. Разве художник может представлять такую угрозу для государства????», – написала в своих социальных сетях президент Грузии Саломе Зурабишвили.
На следующий день после этого к президенту заявилась Генеральная инспекция Министерства культуры, которая приняла решение забрать пять картин Симона Дадиани, ранее переданных администрации главы государства. Происходящее представитель инспекции объяснил так: на одной из картин обнаружены «очень незначительные повреждения», но забрать необходимо все работы, чтобы провести фотофиксацию.
В администрации Зурабишвили, в свою очередь, отметили, что картины Симона Дадиани были возвращены в Грузию по инициативе и ходатайству президента, при посредничестве одной близкой ей семьи. А происходящее является политической атакой.
Вечером 13 февраля на своей Facebook-странице Саломе Зурабишвили опубликовала видео, смонтированное из кадров снятия картин со стен дворца Орбелиани и изъятия полотен художника в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (последняя, к слову, положила начало осмыслению Большого террора в грузинском кино).
Пост президента сопровождала подпись: «No comments».
«Действия, типичные для путинской России»
ПЕН-центр Грузии, защищающий свободу выражения мнений писателей, выпустил заявление, которое подписали порядка 90 деятелей культуры.
Возбуждение уголовного дела против художника в НПО назвали «по своей сути действием, типичным для путинской России, свидетельствующим о том, что интересы министра культуры Теи Цулукиани и министра внутренних дел Вахтанга Гомелаури несовместимы с ценностями Грузии как европейского государства, а также противоречат конституции страны».
В ПЕН-центре заявили, что «репрессивная атака» на Сандро Сулаберидзе призвана не просто наказать одного художника, а запугать всех грузинских артистов, чтобы пресечь любые проявления их свободного волеизъявления.
В организации также отметили, что министр культуры Грузии некомпетентен и намеренно разрушает институты, созданные в результате десятилетий работы художников, ученых, культурных менеджеров и вообще любителей культуры.
«Она наносит ущерб творческим процессам и пытается ввести Грузию в культурную изоляцию, что, в свою очередь, угрожает национальной безопасности страны.
Мы не просим министра внутренних дел помиловать Сандро Сулаберидзе, мы требуем прекращения любого рода производств, как уголовных, так и административных. В дальнейшем и МВД, и Министерство культуры и, подчиненные им органы, должны действовать в соответствии со статьей 20 Конституции Грузии», – говорится в заявлении.
«Попытка приручить искусство»
Кети Шавгулидзе, искусствовед и куратор выставки «Автопортрет с зеркалом», считает, что свобода самовыражения художника является важнейшим приобретением демократического общества.
«Для меня, в первую очередь, как для лектора, который много времени уделяет истории акционизма и примерам институциональной критики в лекциях, важна просветительская сторона каждого мероприятия. На этой выставке я запланировала серию докладов, но сейчас главное — урок для авторов будущих акций, как спланировать или даже провести импровизированную акцию так, чтобы никого не привлекли к уголовной ответственности.
Я считаю, что эта выставка приобрела важную воспитательную функцию и показала ошибки, которые будут учтены в будущем, чтобы сделать голос художников глубже и сильнее. И я, как куратор выставки, несмотря на то, что я не знала об этой акции, по-прежнему беру на себя ответственность за поступок художника».
По словам Шавгулидзе, выставка действительно стала автопортретом с зеркалом, и дала возможность проследить «извечный процесс того, как автор отражается в мире, и наоборот».
Грузинский писатель Дато Горгиладзе, в свою очередь, считает, что возбуждение дела против художника является не чем иным, как очередной попыткой Министерства культуры приручить искусство.
«Не косвенное, не замаскированное, а прямое покушение на искусство. Меня это совсем не удивляет. Это было ожидаемо. Сейчас молодой артист нуждается в поддержке и защите».
При этом, Горгиладзе считает странным, что министр, выхватывающий микрофон из рук журналиста, — это правильный ответ корреспонденту, а не кража чужой вещи, но снятие художником со стены собственной работы – кража, надпись на фрагменте Берлинской стены человеком, близким к правительству — это перформанс, а сообщение, оставленное художником на стене галереи — вандализм.
Ситуация с Сандро Сулаберидзе далеко не первая за те 2 года, что Тея Цулукиани занимает пост министра культуры. Возглавив ведомство, она сразу дала понять, что намерена держать все под собственным контролем, контролем, который деятели искусства все чаще называют цензурой.
Главное фото: Бека Беридзе