Письмо Патриарха из Грузии: почему ГПЦ заступилась за пророссийское духовенство Украины - SOVA
политика

Письмо Патриарха из Грузии: почему ГПЦ заступилась за пророссийское духовенство Украины

786572852 политика featured, Грузинская Православная Церковь, Грузия-Россия, Грузия-Украина, Илия Второй, Православная церковь Украины, Украинская православная церковь
25 марта, в символическую дату – день восстановления автокефалии Грузинской православной церкви, Католикос-Патриарх Илия Второй обратился с письмом к Вселенскому патриарху Варфоломею Первому с целью помочь «разрядить напряженность в Украинской церкви». В Тбилиси часть общества встретила письмо с негодованием. Критики обвинили главу ГПЦ в безоговорочной поддержке Москвы на фоне продолжающейся кровопролитной войны в Украине.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузинская Православная Церковь, Грузия-Россия, Грузия-Украина, Илия Второй, Православная церковь Украины, Украинская православная церковь

Власти Украины намерены выдворить из Киево-Печерской Лавры – одной из главных святынь Церкви – представителей Московского патриархата. Илия Второй в этой связи всея Грузии сетует: имея свою позицию, они «в меньшей степени учитывают религиозную глубину».

В послании Вселенскому патриарху Католикос-Патриарх всея Грузии делает особый акцент на предстоятеле Украинской православной церкви (УПЦ) митрополите Онуфрии, который «синодальным решением отделился от Русской церкви и предпринял определенные шаги для переговоров».

«На сегодняшний день митрополит Онуфрий лишен Киево-Печорской Лавры, есть проблемы с другими храмами-монастырями, находящимися в его юрисдикции. Факт, что Украинская православная церковь оказалась в очень сложном положении с многих сторон», – говорится в письме.

Протоиерей Илия Чигладзе назвал это послание и самого Патриарха «постыдными». По его словам, предстоятель Грузинской православной церкви в важные для Грузии моменты хранит молчание, но сейчас поддерживает российскую сторону.

«Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор Второй обратился к нему и другим патриархам с призывом осудить церковное вторжение Московского патриархата на его церковно-каноническую территорию – Африку. А Илия Второй молчит, он даже не включил этот вопрос в повестку дня февральского Синода.

Московский Патриархат годами присваивает себе грузинские храмы в Абхазии и Цхинвальском регионе, а также строит новые храмы и направляет туда своих священников. Но Илия Второй, митрополит Цхум-Абхазский, не замечает этого и предательски молчит.

Вместо этого он поддерживает РПЦ и ее клириков в Украине и пытается защитить себя от законных решений украинских властей. И это мы не говорим о том, что он даже не признает и ни во что не ставит томос, выданный Вселенским патриархом Украине, и основанную им автокефальную Православную церковь Украины (ПЦУ)».

Протоиерей Чигладзе также отмечает, что Илия Второй не обращался ни к Вселенскому Патриарху, ни к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой вернуть изгнанных в 2008 году из монастырей Кодори грузинских монахов и монахинь.

«И вот этот российский агент-жандарм сочувствует и защищает изгнанных из Киево-Печорской Лавры путинистов и шлет позорное письмо в их защиту и против украинской власти, то есть в пользу России».

Илия Второй не обращался с письмом к Патриарху московскому Кириллу и с осуждением военных преступлений РФ в Украине. При этом саму «миросозидательную инициативу» нынешнего письма религиовед Людмила Филипович оценивает положительно. Хотя, по ее словам, текст свидетельствует о том, что информация, которой оперирует глава ГПЦ, неполная.

«Очевидно, источником информации являются не проукраинские позиции, а те, кто работает на интерес УПЦ».

Игра на патриотизме: как власти Грузии подменяют ценности

Кто такой митрополит Онуфрий

За «сложное положение» Церкви, о котором пишет Илия Второй, ответствен отец Онуфрий, считает Филипович. По словам религиоведа, он как руководитель этой структуры должен был «немного иначе руководить этой Церковью», чтобы не довести ее до такого кризиса.

В письме Католикоса-Патриарха всея Грузии, помимо безоговорочной поддержки митрополита, говорит эксперт, подчеркиваются особенности характера и глубокой веры Онуфрия.

«Да, действительно, он известен в Украине как православный молельник. Его вера и связь с Богом никогда ни у кого не вызывала сомнений. Но он же не сам по себе. Сам он может чудесный христианин и прекрасный человек, но он еще и лидер религиозной организации. Но сейчас в этой организации присутствуют не только искренне верующие люди, там есть и коллаборационисты, люди, которые предали веру в Христа. Или под этой верой предали свою земную родину, сотрудничая с оккупационными властями. Мы знаем, что многие из них уже уехали из Украины, потому что чувствуют, что виноваты и не хотят по статье 111 сесть за предательство родины. За это тоже несет ответственность митрополит Онуфрий. Но при этом никакого упоминания в письме об этом даже и близко нет».

Филипович обращает внимание, что Украинская церковь в письме Илии Второго представлена как страдающая, безосновательно преследуемая.

«Хотя там есть один пассаж, что у властей есть своя позиция по отношению к Церкви. Но это очень размыто. Что значит позиция власти по отношению к Церкви? А как власть может относится к Церкви, которая работает против этой власти, против Украины, против народа? То есть, это не просто позиция, а категорическое отрицание и неприятие этой позиции. То есть, эта позиция не нейтральная, а осуждающая. И уже много открыто криминальных дел против священников и верующих этой Церкви, которые замечены в сотрудничестве с врагами Украины. Если бы это происходило при любых других обстоятельствах, а не в ситуации войны, то на это можно было закрыть глаза. Как закрывались глаза фактически 30 лет».

«Хотя Церковь называется Украинской православной, украинского там очень немного»

По словам Людмилы Филипович, митрополит Онуфрий ответственен за то, что в украинской церкви три десятилетия активно внедрялась идеология «Русского мира».

«Я постоянно ходила в Киево-Печерскую лавру, и первое, что меня интересовало после богослужения, – посещение книжных лавок на территории. И какую литературу мы там видели? В основном русскоязычную, которая проповедовала идеи «Русского мира». То есть 30 лет верующие этой Церкви воспитывались в неукраинском духе. Хотя Церковь называется Украинской православной. А украинского там очень немного».

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) был избран предстоятелем УПЦ в 2014 году после смерти митрополита Владимира. Онуфрий – выпускник Московской духовной семинарии. Известен консервативными взглядами. Он, к примеру, заявлял, что «Европа показывает нам конкретный пример жизни без Христа, там поощряется вседозволенности».

Темные времена Грузинской церкви

Войну в Донбассе в интервью «Союзу православных журналистов» семь лет назад митрополит называл «гражданской». Восприятие Украины как «канонической территории» РПЦ, отрицание фактов российской агрессии – позиция Онуфрия и его подчиненных не расходится с Москвой. Но в первые часы после российского вторжения владыка призвал Кремль «немедленно остановить братоубийственную войну».

27 мая 2022 года УПЦ заявила о своей независимости от Московского патриархата. Об «синодальном решении об отделении» говорит в своем письме и Патриарх Грузии. Людмила Филипович – член рабочей экспертной группы, проводившей экспертизу устава УПЦ по заказу властей Украины. Согласно выводу исследователей, несмотря на утверждения, УПЦ сохраняет церковно-каноническую связь с Русской православной церковью.

«Действительно, все, что там раньше присутствовало в качестве явной связи с РПЦ, было изъято. Но сделано это достаточно механически. Они изъяли РПЦ, но Украинская православная церковь там не присутствует. Там ни единого раза не говорится о том, что это Церковь, которая действует на территории Украины, это Церковь украинского народа, что она историческая для украинского народа. Более того, в первых же строках упоминается документ, которым они будут пользоваться в своей деятельности, – грамота российского Патриарха Алексия Второго, которая была получена в 1990 году. Причем, эта грамота была дана не митрополиту Онуфрию, и не УПЦ Московского Патриархата, ее получил тогдашний экзарх Церкви митрополит Филарет. Считать это своего рода выданным свидетельством о рождении или томосом нет никаких оснований.

Там абсолютно четко написано, что Украинская церковь получала ограниченные автономные права, а связь со Вселенским патриархатом осуществлялась исключительно через РПЦ. Ну какая она автокефальная? Она частично автономная, которая сохраняет свою связь как дочерняя с РПЦ», — говорит Филипович.

Киево-Печерский вопрос

7 января 2023 года в т. н. столице восточнославянского православия – Киево-Печерской лавре – состоялась историческая литургия. Историческая, поскольку впервые за 31 год независимости современной Украины богослужение провели на украинском языке. И это, как говорят в Киеве, стало «прологом церковных перемен». Из украинских церквей, как сказал предстоятель Православной церкви Украины (провозглашенной в 2018 году и независимой от Московского патриархата) митрополит Епифаний, «изгоняли дух Русского мира».

Под руководством Зеленского власти Украины решили вернуть в собственность государства части верхней Лавры – Успенский собор и Трапезную. Ранее Лавра полностью находилась под канонической юрисдикцией Москвы. После широкомасштабного вторжения России в украинском обществе заговорили о необходимости расторжения договора аренды с УПЦ. Но официально это произошло по истечении его срока, который государство не стало продлевать.

Отказ обновлять соглашение связан с тем, что религиозный объект такого значения должен находится под контролем государства, а УПЦ все эти годы грубо нарушала условия договора.

«Чисто по законодательной базе, например, могу привести один пример: на территории Лавры появилось очень много новостроек, в отношении которых нет разрешений на строительство на территории памятника ЮНЕСКО», — сказал министр культуры Украины Александр Ткаченко.

Духовный кейс: кто поставил на кризис в Грузинской церкви

Основной мотивацией Киева все же считается желание снизить влияние РПЦ в Украине. О том, что это влияние существует, говорит не прекращавшаяся и во время войны поддержка некоторыми священнослужителями действий РФ. По состоянию на октябрь 2022 года за помощь России, в основном за передачу информации, в стране было заведены уголовные дела в отношении 50 священнослужителей УПЦ.

Именно с целью установления влияния России с начала осени Служба безопасности начала проводить обыски в храмах Украинской православной церкви. В том числе в Печерской Лавре. СБУ назвала это «контрразведывательными мерами», позволяющими обнаружить «ячейки Русского мира» в Киеве. Основные же вопросы, в частности, к Лавре, возникли после распространенной записи из храма, где на фоне ожесточенных боев в разных точках Украины звучали песни, восхваляющие «Матушку-Русь».

Церковный рейд принес определенные результаты: были найдены пророссийская литература и большое количество наличных, выявлены десятки сомнительных лиц, связанных с РФ, а также пополнен санкционный лист именами церковников. Среди них и наместник Киево-Печерской лавры.

Такой жест в Москве, ведущей конвенциональную войну против Украины, назвали «очередным военным действием Киева против РПЦ».

Между тем, срок, который власти Украины дали на то, чтобы покинуть Лавру, приблизился. Выполнять распоряжение властей УПЦ не собирается. Более того, руководство Украинской православной церкви призвало паству помочь отстоять право на проживание священников и монахов в обители.

Ситуация, которую Католикос-Патриарх всея Грузии называет «напряженностью», на самом деле – цивилизационное противостояние, говорит религиовед Людмила Филипович.

«То есть, УПЦ сегодня в основном является малой копией РПЦ и несет совершенно чуждые украинскому представлению мысли о мироустройстве. Это иная мировоззренческая матрица. Я думаю, она и грузинам не очень понятна. В Украинской церкви и ее традиции никогда не было такого подобострастного преклонения перед вышестоящими, не было жесткой вертикали. В УПЦ всегда было право голоса, украинское православие – оно более открытое. Даже послушание Русской церкви – это безоговорочное подчинение, а в Украинской понимается как действие через любовь к Богу. Ты служишь не священнику, а Богу.

Сегодня украинская держава и ПЦУ воспринимаются как основные враги Украинской православной церковью. Не Россия, не Кремль, не Путин представителями УПЦ не называются как враги этой Церкви».

Журналистское расследование iFact: «уши» России в Патриархии Грузии

Московские связи в ГПЦ

Грузинская православная церковь давно восстановила свою автокефалию, при этом стала одной из опор российского влияния в Грузии. Есть немало свидетельств того, что в Церкви имеется доминирующее крыло пророссийски настроенного духовенства.

Возглавляет «российскую партию», по мнению теологов, сам Патриарх, чье многолетнее правление сопровождается слухами о сотрудничестве с КГБ. Примечательно, что после войны 2008 года Илия Второй не раз посещал Москву. И даже встречался с президентом Владимиром Путиным. В 2013-м в рамках одной из таких встреч он отметил, что «проблемы, которые существуют между нами, будут устранены, и мы по-прежнему будем братьями».

Кроме того, Католикос-Патриарх всея Грузии как-то подчеркнул особую «теплоту и внимание» со стороны президента РФ. И заявил: «Это тот мудрый человек, который обязательно исправит ситуацию в Грузии и сделает ее единой».

О тесных связях грузинских высокопоставленных священнослужителей с Москвой в очередной раз заговорили в 2021-м, когда в сеть слили сотни файлов Службы госбезопасности Грузии. Среди них – целая папка, разоблачающая многих священнослужителей. К примеру, подтверждающая тот факт, что приближенные к Патриарху люди вхожи в церковные и политические круги России. Некоторые даже просили содействия в получении их детьми гражданства РФ.

В июле 2022 года грузинская медиаплатформа iFact изучила деятельность приближенного к Илие Второму священнослужителя Георгия Харазашвили. Тот также упоминается в файлах как сотрудник КГБ. По своему сану Харазашвили не является духовным лицом высшей иерархии, но по сути его деятельность – одна из важнейших для Патриархии. Именно он решает различные вопросы с российской стороной и Московским патриархатом. Как говорят эксперты, выполняет функцию «ушей» для российской стороны.

Перспективы изменения существующей линии в ГПЦ пока туманны. Одна из причин – возможный будущий Патриарх Грузии владыка Шио Муджири – митрополит, отправившийся учиться в Московскую духовную семинарию в 2008 году, когда между странами случилась война. Он считается близким другом Левана Васадзе, максимально лояльного России человека. В экспертных кругах не исключают, что тандем Муджири-Васадзе – проект Кремля.

Именно владыка Шио обещал дать ответ по поводу признания автокефалии Православной церкви Украины после изучения томоса Вселенского патриархата. Но даже спустя четыре года ответа так и не последовало. Украинский вопрос и четырехлетнее молчание лишь подогрело интерес общества к возможным связям ГПЦ с Москвой.

Тот факт, что 80% населения Грузии исповедует православие, превратило Церковь в наиболее привлекательного и, в то же время, стабильного партнера России. В отсутствии дипломатических отношений Патриархия играет роль одного из основных каналов связи между Тбилиси и Москвой. И мало кто ожидает, что, подобно украинским властям, грузинские попытаются использовать рычаги для уменьшения российского влияния в ГПЦ.

Прикрывшись Богом: российские связи грузинского Патриархата