Самое масштабное событие на территории Молдовы не прошло без живого участия президента Украины Владимира Зеленского. Его визит до последнего держался в секрете из соображений безопасности. Именно безопасность – один из ключевых вопросов саммита.
Учредить сообщество, которое будет обсуждать вызовы, стоящие перед мировым сообществом, в мае прошлого года, после российского вторжения в Украину, президенту Молдовы Майе Санду предложил ее французский коллега Эмманюэль Макрон.
«Воссоединить нашу Европу в пределах географической правды на основе ее демократический ценностей и желании сохранить единство нашего континента, и в то же время сохранить силу и амбиции нашей интеграции», — озвучил тогда цель лидер Пятой Республики.
Нынешний саммит в Молдове считают действительно большим достижением западной дипломатии, поскольку в нем приняли участие и конфликтующие страны. Список гостей говорит больше, чем заявления. А совместная фотография – сигнал Кремлю о континентальном единстве. Впрочем, традиционное «фэмили фото» может выявить и напряженность между лидерами. Как это произошло в случае с президентом Украины Владимиром Зеленским и премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили. Пока первый подходил к месту, которое должен занять в кадре, стоявший уже на своей позиции по правую сторону от Урсулы фон дер Ляйен Гарибашвили лишь взглядом проводил проходящего мимо Зеленского. Лидеры некогда стран-союзниц даже не поздоровались друг с другом.
Зеленский, кстати, выступая на саммите Европейского политического союза рассказал о важности вступления в НАТО и ЕС государств, граничащих с Россией, которые «не желают российского вторжения на свои территории». В частности, упомянул Грузию. У таких стран, по словам украинского лидера, есть два пути:
«Либо открытая война, либо ползучая российская оккупация. Мы видим, что происходит в Беларуси. Видим, что происходит в Грузии. Видим, как эти народы втягиваются – хоть и по-разному – но в одинаковый беспредел. Но что видят они?
Если даже украинцы, кровью доказывающие свою приверженность свободе и ценностям объединенной Европы, до сих пор не услышали четкого положительного ответа относительно вступления в ЕС и НАТО, то надежды других становятся совсем призрачными. Представьте это разочарование. Разочарование и наших воинов, которые сражаются за свободу, и тех народов, для которых наша борьба в Украине – это их надежда. Этот год – для решений».
В июне 2022 года Европейский союз принял решение не давать Грузии статус кандидата в члены ЕС, но дать «европейскую перспективу». В связи с этим Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель перед началом молдавского саммита заявил:
«Единственно, что сейчас нужно сделать, это продолжить реформы. Европа сделала шаг, теперь Грузия должна продолжить работу».
От Давоса до Братиславы: как менялась риторика грузинского премьера
Шансы Грузии на дальнейшую евроинтеграцию прокомментировал и президент Европейского совета Шарль Мишель. Дипломат сказал о необходимости «создать очень четкие возможности, которые обеспечат очень хорошее будущее» для Тбилиси.
«Для Грузии откроется окно возможностей для того, чтобы не угождать России, а сделать четкий выбор, обеспечить будущее Грузии на основе фундаментальных ценностей, мира, прогресса, экономического и социального развития», — сказал Мишель.
На фоне существующих геополитических вызовов для Грузии важно поддерживать диалог на высоком уровне для достижения цели – статуса кандидата в члены ЕС, заявил грузинский премьер. И участие в саммите – хорошая возможность для этого.
Перед началом форума Гарибашвили поговорил с журналистами и продекламировал привычные тезисы, которые он озвучивает на каждой международной конференции от Давоса до Братиславы – о сохранении мира.
«К сожалению, мы не являемся ни членом Евросоюза, ни членом НАТО. Конечно, у нас нет зонтика безопасности и гарантий, поэтому для нас крайне важно, чтобы наше правительство предприняло правильные шаги, чтобы в первую очередь защитить нашу страну в этой крайне непрогнозируемой среде, спасти наше государство и, конечно же, позаботиться о безопасности нашего населения, нашего народа. Наша политика – это миролюбивая политика, мы сохранили мир, укрепили его и ведем нашу страну к объединению».
Гарибашвили также дежурно заявил, что выражает солидарность с дружественной Украиной и украинским народом:
«Мы все хотим, чтобы эта война поскорее закончилась, чтобы восстановить территориальную целостность и установить мир в Украине и во всем мире».
До сих пор неизвестно, воспользовался ли грузинский премьер возможностью выразить эту солидарность лично президенту, который, как минимум, на совместной фотографии находился на расстоянии пяти человек от него.
Позже Гарибашвили поделился со СМИ несколькими комментариями по поводу европейской интеграции Грузии и заявления Зеленского. Глава правительства отметил: все ощутимое, что было сделано на пути евроатлантической интеграции, – заслуга «Грузинской мечты».
«Лично я имел честь подписать Соглашение об ассоциации для свободной торговли. При мне был введен безвизовый режим. Я имел честь подписать официальную заявку [на получение статуса кандидата], которую мы подали в прошлом году, и на основе которой мы получили европейскую перспективу. Что касается НАТО, то мы не прекратили наших усилий. Наши войска находились в Афганистане, до этого – в Ираке, во время моего премьерства мы направили свои войска в ЦАР».
Гарибашвили в Братиславе: тезисы Кремля с грузинским акцентом
В целом в Бульбоаке Гарибашвили не сказал ничего нового. И даже ничего скандального из старого. Но если его речи на этот раз не вызвали критику со стороны, то слова Зеленского о «беспределе» в Беларуси и Грузии спровоцировали ажиотаж среди членов правящей «Грузинской мечты». Сам премьер подчеркнул, что сказанное президентом Украины и его правительством зачастую находится в полном согласии «с враждебными силами, действующими внутри страны».
«Я имею в виду деструктивную оппозицию, которая ничего не делает даже на пути евроинтеграции, чтобы наша страна могла победить, получить статус. Вот таков мой комментарий».
Этот нарратив повторили и другие члены правящей команды.
«Он неправильно говорит и неправильно относится к Грузии», — так, к примеру, прокомментировал слова Зеленского вице-спикер парламента Гия Вольский.
«Жаль, что Владимир Зеленский не видит разницы между страной, в которой Россия разместила ядерное оружие и готовится к войне, и страной, принявшей решения о передаче России под Гаагский трибунал. Если не видите разницы, то у нас есть основания полагать, что это предвзятое отношение, направленное на поддержку оппозиции, желающей революции в Грузии, с единственной целью – вовлечь Грузию в боевые действия, как недавно заявил один из их лидеров», — сказал политик.
Член парламентского большинства Ираклий Кадагишвили, в свою очередь, предположил, что заявление украинского лидера было сделано намеренно – с целью мести, чтобы «нанести ущерб репутации Грузии и обострить внутреннюю ситуацию, чтобы Грузия обострила отношения с Россией».
Министр иностранных дел Илья Дарчиашвили также критически отнесся к словам Зеленского, назвав их непонятными и намекнув на взаимодействие Киева с оппозицией.
«Мы часто слышим от наших украинских партнеров непонятные оценки, которые во многих случаях совпадают с нарративом наших оппонентов внутри страны».
В грузинском оппозиционном лагере, напротив, с пониманием встретили заявление Зеленского. Они считают его ответом на пророссийскую политику правящей «Грузинской мечты».
«Я уверен, что в заявлении Зеленского было только сравнение правительств Беларуси и Грузии, потому что грузинский народ никогда не привыкнет к ситуации, созданной властью. Словно существует какая-то альтернатива, кроме западной перспективы», — заявил член партии «За Грузию» Бека Лилуашвили.
Депутат от главной оппозиционной силы «Единое национальное движение» Леван Бежашвили считает, что слова президента Украины лишний раз подчеркивают печальную реальность – западные партнеры считают, что Грузия находятся на орбите РФ.
«Грузию упоминают с Беларусью. Пока весь мир оказывает помощь Украине в восстановлении территориальной целостности, Грузия в этой ситуации выражает интересы Российской Федерации. Естественно, это повод для тревоги как внутри страны, так и за ее пределами», — заявил оппозиционер.
Европейский саммит для Грузии является важной платформой для четких заявлений в преддверии исторического решения – предоставления Тбилиси статуса кандидата в члены ЕС. Но более громким заявлением о Грузии стали слова президента Украины. Мировое сообщество сегодня прислушивается к Зеленскому, который с высокой трибуны говорит о «беспределе» в стране, лидер которой даже не пожимает ему руку.
Служба государственной опасности: справляются ли спецслужбы Грузии с новыми вызовами