И в Москве, и в Европе
В начале июня в Кишиневе на полях саммита Европейского политического сообщества при посредничестве канцлера Германии, президента Франции и председателя Европейского совета прошла встреча лидеров Армении и Азербайджана. Никол Пашинян и Ильхам Алиев обсудили вопросы, касающиеся разблокирования региональной транспортной и экономической инфраструктуры, делимитации и обеспечения безопасности границ между двумя странами, соглашения о нормализации отношений между Баку и Ереваном, необходимости соблюдения прав и безопасности народа Нагорного Карабаха, а также обмен пленными и другие гуманитарные вопросы. И хотя некоторые ожидали, что лидеры двух стран подпишут в Молдове мирное соглашение, встреча завершилась без совместного заявления.
«Предметная дискуссия. После Праги и Брюсселя мы продолжили обсуждение всех элементов нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Важно выполнять взятые на себя обязательства», — написал в Twitter по итогам встречи председатель Евросовета Шарль Мишель.
По окончании полуторачасовых переговоров он сообщил, что следующая встреча в трехстороннем формате между ним, премьер-министром Армении и президентом Азербайджана состоится 21 июля в Брюсселе. Кроме того, Алиев и Пашинян получили приглашение от Мишеля на следующий саммит Европейского политического сообщества, который состоится в Испании 5 октября.
Параллельно, Баку и Ереван проводят переговоры и на российской площадке. Последняя встреча лидеров Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ Владимира Путина прошла в Кремле совсем недавно – 25 мая. Как и сейчас, тогда стороны не приняли совместного заявления. В аналитических кругах Баку и Еревана перед отъездом лидеров в Москву открыто заявляли, что этот визит является дипломатической уловкой.
«У Москвы ревнивый подход к западным инициативам, и все какие-то положительные результаты, которых мы добились – это взаимное признание территориальной целостности – все это происходило в Брюсселе. Учитывая ревность России, нужно было сделать вид, что Москва – не сторонний наблюдатель. Если Россия сейчас теряет все рычаги влияния на Южном Кавказе, то лучше с Москвой по-хорошему обойтись», – отмечает азербайджанский политолог Шахин Рзаев.
Из страны с «беспределом»: как грузинский премьер участвовал в европейском саммите
По мнению экспертов, Кремль вряд ли может устраивать то, что переговоры идут параллельно и с Москвой, и с европейцами. Ранее российские власти неоднократно подчеркивали, что основой мирного соглашения может быть исключительно трехстороннее сотрудничество лидеров РФ, Азербайджана и Армении, которое в ноябре 2020 года остановило войну в Карабахе. У этого документа нет альтернатив, подчеркивал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. По мнению Москвы, именно Запад виноват в том, что урегулирование затягивается. Ранее МИД РФ обвинил США и Францию в том, что они сознательно «отправили на свалку истории» формат Минской группы ОБСЕ по Карабаху.
Шахин Рзаев считает: Москва сознательно затягивает разрешение конфликта, чтобы обеспечить свое присутствие в регионе.
«В 1994 году мы тоже достигли соглашения о прекращении огня, но Россия была заинтересована держать нас в подвешенном состоянии, чтобы обеспечить свое присутствие в регионе. Сейчас она собирается это сделать еще раз. Поэтому говорить, что давайте отложим статус на будущее, на неопределенное время, ни в коем случае нельзя. Надо в ближайшее время, хотя бы до конца этого года, закрепить хотя бы основные черты будущего договора. Но чтобы Россия не обижалась, она, конечно, будет в курсе этого договора. До 2025 года у нее есть юридические права держать наблюдателей».
Дистанцирование от Москвы
Баку и Ереван теперь делают ставку не только на Россию. У каждой из сторон своя причина. Очевидно, что стороны пытаются дистанцироваться от Москвы, которая уже больше года ведет войну в Украине. И, если Азербайджан нужен ЕС как альтернативный коридор поставок природных ресурсов – еще прошлым летом глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен лично прилетала в Баку на встречу с Алиевым, чтобы компенсировать сокращение поставок российского газа, то Армения, по оценкам экспертов, в этой ситуации ищет в целом свой альтернативный путь развития.
В армянском обществе уже не первый месяц идет дискуссия о том, следует ли Еревану покидать ОДКБ и выпроводить российскую военную базу из Гюмри. Многие считают, что, если кто и сможет сдержать нарастающее влияние Турции и Азербайджана, то это Запад, а не Россия. Отношения Москвы и Еревана начали ухудшаться из-за позиции первой по карабахскому конфликту.
Тенденцию дистанцирования Еревана от Москвы можно проследить по последним заявлениям премьер-министра Армении. Еще 4 мая во время визита в Чехию Пашинян сказал в интервью местному CNN Prima News, что Армения – не союзник России в войне с Украиной.
«Об этом никогда не говорилось вслух, но я думаю, что это видно: в войне с Украиной мы не союзник России. И наше чувство от этой войны, от этого конфликта – беспокойство, потому что это непосредственно влияет на все наши отношения», – цитирует премьера Армении «Радио Азатутюн».
По его словам, в то время как на Западе Ереван считают союзником Москвы, сама Москва придерживается иного мнения, и «получается, что мы никому не союзник в этой ситуации, а значит, уязвимы».
«Достучаться до мира»: черкесы о признании геноцида Грузией и решении Украины
В Кремле заметили интервью Пашиняна. «Мы принимаем его [слова] к сведению. Это важное заявление. Мы знаем, что есть определенные нюансы в подходе Армении к конфликту вокруг Украины. Мы их учитываем, мы их знаем. Но продолжаем развитие наших концептуально союзнических отношений с Арменией», — заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
А недавно Пашинян заявил, что на фоне подготовки Евросоюзом санкцй против третьих стран, которые помогают России с торговлей, Армения не может рисковать из-за сотрудничества с РФ. По его словам, в вопросе товаров, находящихся под санкциями, его страна старается быть максимально прозрачной. Отметив, что многие товары, которые раньше поставлялись напрямую в Россию, теперь идут в том числе через Армению, Пашинян подчеркнул: санкции — это красные линии, которые Ереван не пересечет.
Отношения между Москвой и Ереваном особенно обострились после того, как ОДКБ не поддержала Армению в сентябре 2022 года. Тогда вооруженные силы Азербайджана обстреляли приграничные города. С тех пор Ереван не раз выражал недовольство отсутствием должной поддержки со стороны России. 22 мая Никол Пашинян и вовсе заявил, что у Еревана сложилось впечатление, что Организация Договора о коллективной безопасности сама «уходит из Армении».
«Если Армения де-юре примет решение о выходе из ОДКБ, то это произойдет после того, как Ереван зафиксирует, что ОДКБ ушла из Армении. Я бы не сказал, что вопрос снят с повестки дня. Пока есть вопрос, который нужно обсудить, этот вопрос обсуждается, верно? <…> Не исключаю, что Армения может принять решение о приостановлении или заморозке членства в ОДКБ», — сказал он.
По словам Пашиняна, если Ереван придет к выводу, что ОДКБ больше не действует в Армении, то де-юре статус члена организации будет мешать обсуждать вопросы безопасности с другими странами, в том числе вопросы поставки техники и вооружений.
«Конечно, такие возможности были, но закрытие этих возможностей объяснялось в основном тем, что Армения была членом ОДКБ».
В январе страна отказалась от проведения учений на своей территории. Еще раньше, в ноябре 2022 года, Ереван не стал подписывать декларацию Совета коллективной безопасности ОДКБ и проект о совместных мерах по оказанию помощи республике – из-за отсутствия политической реакции на столкновения с Азербайджаном.
Пашинян критиковал Россию и в контексте конфликта в Карабахе, в частности, блокады Лачинского коридора, отмечая, что если она не сможет выполнить функцию по обеспечению безопасности местного населения, то Ереван оставит за собой право обратиться в Совет Безопасности ООН для отправки в регион международного миротворческого контингента.
В угоду Кремлю: почему Грузия отказалась от участия в военных учениях США
Все это, по мнению экспертов, может означать, что в Армении решили пересмотреть возможность союзнических отношений с Россией. При этом, на фоне бездействия Москвы несколько западных стран выступили за немедленное прекращение блокады Лачинского коридора, соединяющего Армению с самопровозглашенным Нагорным Карабахом. К восстановлению свободного передвижения призвал и официальный представитель Госдепа США Нед Прайс.
Уже 23 января ЕС объявил об отправке по просьбе Еревана двухлетней мониторинговой миссии для патрулирования границы. Российский МИД назвал тогда ЕС «придатком США и НАТО».
«Попытки Евросоюза любой ценой закрепиться в Армении, потеснить посреднические усилия России способны нанести ущерб коренным интересам армян и азербайджанцев в их устремлениях возвращения к мирному развитию региона», – заявили в российском ведомстве.
При этом США свою позицию тогда продемонстрировали вполне внятно. Спикер Палаты представителей Соединенных Штатов Нэнси Пелоси прилетела в Ереван, чтобы выразить поддержку и заявить, что Америка продолжит помогать Армении и не допустит изменения ее границ.
«Но решение принимает Армения, и если оно будет принято, то США готовы ей помочь».
Отказ от «Миацума» ради Европы
«Миацум» — идея воссоединения Армении с территорией непризнанной республики Нагорный Карабах (Арцах) долгие годы была приоритетной в политике армянских лидеров. Фактически ради этой идеи Армения после выхода из СССР обрекла себя на конфронтацию с Азербайджаном и Турцией, мировую изоляцию и – как следствие – экономическую беспомощность и вассальную зависимость от России. Непризнанная республика 28 лет контролировалась армией Армении. А в самой Армении с 1992 года базируется 102-ая российская военная база.
44-дневная Вторая Карабахская война в 2020 году закончилась для Армении гибелью 3 800 военных и поражением. Азербайджану при поддержке Турции удалось частично решить свою территориальную проблему. Страны ОДКБ официально вмешиваться в конфликт не стали. Россия заявила, что на Армению никто не нападал. В результате, в ноябре 2020 года Ереван подписал мирное соглашение с Баку. В Карабахе были дислоцированы российские миротворцы. Обвиненный в проигрыше Пашинян подал в отставку. Но снова победив на выборах, он начал политику, которую в Кремле все чаще называют «сближением с Западом».
22 мая на пресс-конференции в Ереване Пашинян заявил, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана, с площадью в 86,6 тысяч кв. км., включая Нагорный Карабах, но при двух условиях – обеспечения безопасности местного армянского населения и признания со стороны Баку территории Армении площадью в 29,8 тысяч кв. км.
Пашинян подчеркнул, что безопасность армянского населения должна обсуждаться в рамках переговоров между Баку и Степанакертом. При этом, по словам премьера, должны быть созданы международные гарантии, чтобы вопрос прав армян Карабаха «не был предан забвению» и Азербайджан «не продолжил проводить политику этнической чистки и геноцида».
Армянский режиссер, оппозиционер и участник Второй Карабахской войны Тигран Хзмалян уверен: приняв поражение и отказавшись от планов воссоединения с Карабахом, Армения получила негласное приглашение в Европу и первое «задание» – не допустить эскалации в регионе.
Кирилл Кривошеев, журналист и эксперт Фонда Карнеги, специализирующийся на вопросах постсоветского пространства, также отмечает, что в Армении устали хоронить 20-летних мальчиков и начали искать пути примирения.
«Так как же ей действовать? В последние 2,5 года Армения осознала, что не должна рассчитывать ни на чью поддержку в этом конфликте. Ни Россия, ни Европа, ни США не защитят ее военной силой. Что остается Армении? Продолжать хоронить 20-летних мальчиков? На воинском кладбище Ераблур? Это издевательство над собственным народом. Армения никогда не победит в этой войне. Значит, она должна искать пути примирения».
И хотя отказ от идеи «Миацума» ожидаемо вызвал протесты в Армении, страну не охватила массовая протестная волна, как это было в 2020-м.
Эксперты отмечают, что, напав на Украину, Россия потеряла значительную часть влияния в Карабахе. Кроме того, после 2020 года Кремль для большинства армян стал ненадежным союзником, который бросил их в самый трудный момент. Найти компромисс Еревану и Баку в этой ситуации хотят помочь США и Евросоюз. При этом, отказавшись от планов объединения с Карабахом, Армения получила зеленый свет от Европы и косвенное приглашение в европейскую семью. Сейчас цель Еревана – избежать эскалации в регионе и попасть в мировую повестку дня, то есть перейти в режим ожидания и максимально дистанцироваться от России.