Дельта Днепра впадает в Черное море. Вместе с ней из-за взрыва на Каховской ГЭС в акваторию попадает большое количество мусора и токсичных веществ. Вдоль берега Одессы уже дрейфуют бытовые отходы и мусор. В Днепр, по информации украинских властей, вытекло не менее 150 тонн машинного масла. Есть и дальнейший риск утечки около 300 тонн нефтепродуктов. Речь идет и о тысячах погибших животных. Кроме того, вода выносит к берегам мины и неразорвавшиеся боеприпасы.
Катастрофа на юге Украины приобрела трансграничный характер. Это угроза жизни и здоровью уже не только жителей одного региона, поскольку радиус заражения выходит за пределы ста километров. На это обратил внимание заслуженный педиатр Украины доктор Евгений Комаровский. Он считает, что риск высок и для соседних Болгарии и Румынии.
«Многие забывают, что Днепр впадает в Черное море. И Каховская трагедия – это не только 18 миллиардов кубометров питьевой воды. Это кладбища, это фермы, удобрения, сотни тысяч выгребных ям и туалетов. Это навоз, канализационные системы, мусорные свалки, кладбища домашних животных, сотни тысяч тонн погибшей рыбы. И все это в Черное море», – говорит Комаровский.
То, что Грузия может оказаться в радиусе зоны риска, поскольку ее черноморское побережье не столь сильно далеко от центра заражения, неудивительно. Еще в феврале 2023-го течение принесло на побережье Батуми мину. На глазах у местных и туристов она разорвалась примерно в 25 метрах от берега. Тогда в МВД Грузии отметили, что «в связи со сложившейся ситуацией в регионе» аналогичные факты в последнее время наблюдались и в других государствах региона. Мины были обнаружены в Турции, Румынии, Болгарии и Украине. Организация «Красный Крест», оказывающая гуманитарную помощь пострадавшим в Украине, сообщает, что наземные мины, хлынувшие вниз по течению от Каховской дамбы, могут представлять серьезную опасность для гражданского населения в ближайшие десятилетия.
Уровень вероятности того, что мины могут добраться до берегов Грузии, зависит от их типа. Грузинский аналитик Гига Иашвили в интервью программе «Дроеба» объясняет, что, анализируя угрозы, нужно иметь в виду, что на левом берегу Днепра российские силы заложили десятки видов различных мин.
«Шанс, что большая масса воды сможет смести в Черное море противодесантные мины, минимален. Его практически не существует. Что касается мин других видов, то, к примеру мины советского производства, такие как противопехотная ПФМ-1 «Лепесток», могут уплыть на дальние расстояния», – говорит эксперт.
Экс-глава Генштаба Грузии, советник аналитического центра Geocase Вахтанг Капанадзе также предполагает, что в Черное море могут попадать как противотанковые, так и противопехотные мины. Однако, продвижение тяжелых противотанковых мин на дальнее расстояние, по его словам, маловероятно. Противопехотные же способны достичь береговой линии Грузии.
«Если мы будем говорить о противотанковых минах – они тяжелые, они в металлическом корпусе и будут оседать на дне где-то в устье реки Днепра, где она соединяется с морем и может достигнуть где-то берега Одессы, например. Что же касается противопехотных мин, они легкие, в пластмассовом корпусе и они вполне могут попасть в разные точки акватории Черного моря. Думаю, что они не будут мешать кораблям, поскольку мины будут залегать на дне. Но вот для людей это опасно», – говорит эксперт.
По словам Капанадзе, в прибрежную зону могут попасть снаряды разного калибра и вида, поскольку они на передовых позициях российских войск и «их, вероятно, тоже смело».
«Само собой, возможность, что они случайно могут оказаться на берегу, есть. И это увеличивает опасность для людей», – заключает экс-глава Генштаба Грузии.
Серьезную угрозу подрыв дамбы несет и экологии Черного моря. В результате взрыва увеличится показатель азота и фосфора, что является смертельным показателем для живых организмов. А рост температуры воды, говорят эксперты, спровоцирует размножение организмов, вызывающих различные заболевания у людей, вот уже стоящих на пороге курортного сезона. Таким образом, помимо мин в грузинской акватории может вспыхнуть и эпидемия.
«Разговоры о том, что что-то произошло в 1500 км от нас и это не будет оказывать влияние на побережье Грузии, конечно, несерьезные. Река Днепр впадет в северо-западную часть Черного моря. И этот район уникален своим биологическим разнообразием. Мы можем сказать, что этот район самый важный в этом плане в Черном море. Также этот район играет большую роль в сохранении промышленного потенциала моря», – говорит ихтиолог, председатель ассоциации «Флора и фауна» Арчил Гучманидзе в интервью «Дроеба».
Однако, о конкретных масштабах влияния катастрофы на Грузию, по его словам будут говорить уже проведенные исследования.
Но, тем не менее, доктор Комаровский призывает всех организаторов черноморских пляжей относиться к курортному сезону с большой ответственностью.
«Я не говорю про минную опасность. Это ваша власть. Но на пляжах в кафетериях продают креветки, клубнику и прочее. Все это промывается морской водой. В напитки добавляется лед. Подумайте, из какой воды сделан этот лед. Особенная опасность грозит беременным и детям первых пяти лет жизни. Дезинфицируйте абсолютно все. Вспоминайте времена пандемии», – говорит доктор.
Экологическая трагедия в Херсонской области чревата острыми кишечными инфекциями, возможной вспышкой брюшного тифа и холеры, говорит доктор. Это элементарные, но тем не менее смертельно опасные кишечные палочки и сальмонеллы. «Поэтому самый главный риск – это вода», – поясняет доктор Комаровский. В Минздраве Украины подчеркивают, затопление таких объектов, как кладбище и свалки, несет в себе риск распространения возбудителей вирусных гепатитов, гельминтозов (болезнь, вызываемая паразитическими червями) и других острых инфекционных заболеваний.
Сегодня в Украине на местах мобилизованы группы специалистов центров контроля и профилактики болезней. Они проводят мониторинг и эпидемиологическое наблюдение на затопленных территориях. Они отбирают пробы воды из реки и колодцев и информируют население о способах профилактики кишечных инфекций. В Херсонской и Николаевской областях уже перераспределены бактерицидные таблетки и средства для обеззараживания питьевой воды. Запас бактерицидных средств, как информирует украинский Минздрав, достаточен для обеспечения Херсонщины минимум на два месяца. Ожидается, что наводнение продлится около недели с серьезными гуманитарными последствиями, которые продлятся и после того, как спадет вода.
Вода в Украине оказалась настоящим оружием массового поражения в этой войне. Доступ к питьевой сейчас является одной из основных проблем – уровень Каховского водохранилища, которое снабжает питьевой водой более 700 000 человек на юге Украины, продолжает быстро падать. Согласно информации советника министра охраны окружающий среды и природных ресурсов Татьяны Тимочко, к примеру, временно оккупированный Крым может остаться без воды на 10-15 лет. Кроме того, затопление также может привести к загрязнению источников, что увеличивает риск для здоровья.
Разрушение плотины, вероятно, повлияет и на производство продуктов питания и продовольственную безопасность в долгосрочной перспективе. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий были затоплены, что приведет к потере недавно посаженных культур. Власти также сообщили, что разрушение плотины уничтожило ирригационные системы в Днепропетровской, Херсонской и Запорожской областях, что препятствует сельскому хозяйству в районе, сильно зависящем от растениеводства как для собственного потребления, так и для экспорта. Это, как и в начале российского широкомасштабного вторжения, может спровоцировать проблемы с нехваткой украинского зерна в разных частях мира.
Для осушения затопленной территории, по словам экспертов потребуется около двух месяцев. Ровно столько, как говорит Вахтанг Капанадзе, российская сторона выиграла благодаря случившейся катастрофе.
«Эта трагедия в принципе дала России выиграть где-то полтора-два месяца. Пока не обсохнет территория, не пройдет волна паводка. Россия выиграла в том смысле, что за этот период Украина вряд ли сможет организовать переправу через Днепр. Это в основном касается Херсонской области, потому что Запорожье обходит Днепр. Но по направлению Херсон-Крым Россия время выиграла», – заключает военный эксперт.
С тактической точки зрения разрушение дамбы устраняет крупную переправу, которая могла быть использована Украиной для наступления на южный берег Днепра, говорят эксперты. Но на данный момент приоритетом является устранение потенциальных и катастрофических рисков для населения и экологии. И, как оказалось, не только украинской.