Война в Украине и вопрос членства Швеции в военно-политическом блоке – главные темы встреч 11 и 12 июля в Вильнюсе. Первый день саммита начался с хороших новостей. Накануне Турция сняла вето по поводу вступления в альянс Швеции. Однако окончание первого дня было не таким вдохновляющим для Киева. Существенных сдвигов в позиции альянса по поводу вступления Украины в военный блок так и не произошло.
Заявку на вступление в НАТО страна подала еще в сентябре 2022 года. Перед началом саммита более 20-ти из трех десятков стран-членов блока поддержали стремление Киева присоединиться к альянсу. Некоторые из них призывали пригласить Украину в НАТО уже в Вильнюсе. Другие отмечали, что Брюссель сможет рассмотреть заявку Киева только после окончания войны с Россией. Против ускоренного принятия страны в блок, в частности, выступали Германия и США.
Еще до начала саммита Киев ожидал, что участники альянса отойдут от размытых формулировок и недвусмысленно заявят о перспективах вступления Украины в ряды НАТО после завершения войны. А также предложат конкретный алгоритм, как и когда это произойдет. До прибытия в Вильнюс президент Владимир Зеленский называл «беспрецедентным и абсурдным» отсутствие временных рамок в формулировках, которые готовились для саммита.
«Я хочу подчеркнуть: эта формулировка только по поводу приглашения, а не по поводу членства Украины. Беспрецедентно и абсурдно, когда нет временных рамок ни для приглашения, ни для членства Украины».
Неготовность союзников пригласить Киев в альянс, по мнению Зеленского, оставляет возможность для торга в переговорах с Москвой.
«А для России это означает мотивацию и в дальнейшем продолжать свой террор», — заявлял Зеленский.
При этом, в Украине до последнего не сообщали, посетит ли президент саммит лично. Киев отмечал, что решение будет зависеть от того, как члены альянса ответят на заявку Украины о вступлении в НАТО. Незадолго до саммита, впрочем, стало известно, что Зеленский все же прибудет в Вильнюс.
Михаил Подоляк: для Украины неприемлема пророссийская политика властей Грузии
По окончании заседания Североатлантического совета многих ждало разочарование. Генеральный секретарь Йенс Столтенберг сообщил журналистам, что военно-политический блок примет Украину тогда, «когда для этого будут условия». Самая неотложная задача сейчас, по словам Столтенберга, – добиться победы Украины в войне.
Одновременно он объявил, что Киеву не придется реализовывать План действий по членству, состоящий из стандартного набора военных и политических реформ. Это означает, что, пригласив Украину вступить, государства-члены альянса сразу перейдут к ратификации в национальных парламентах соглашения о ее присоединении.
Генсек также анонсировал долгосрочную программу военной помощи для модернизации украинской армии и полного перехода на стандарты НАТО. Кроме того, он подтвердил создание Совета Украина-НАТО, который должен стать платформой для консультаций в кризисных ситуациях. Первое заседание Совета прошло на полях саммита в Вильнюсе 12 июля.
«Совет Украина-НАТО – это не инструмент просто участия, это инструмент интеграции. И он дает нам ощущение, что мы будем в составе альянса», — написал в своем Twitter президент Украины. Кроме того, Зеленский выразил уверенность, что после окончания войны Киев вступит в альянс.
А до тех пор безопасность Украины будут обеспечивать страны «Большой семерки». Саммит G7 прошел параллельно встрече лидеров НАТО в Вильнюсе. Главы ведущих экономик мира пообещали, что в течение очень долгого времени будут оснащать Вооруженные силы Украины, финансировать, консультировать и обучать их, чтобы у них был потенциал для сдерживания любой агрессии в будущем.
Копипаст духовных скреп: как власти Грузии повторяют российские нарративы
Киев – «один шаг», Тбилиси – «два»
В отличие от Украины, Грузии не было предложено упрощенного вступления в Североатлантический блок. В коммюнике, которое вышло по окончании первого дня встреч, упоминалось, что НАТО «подтверждает решение, принятое на саммите в Бухаресте в 2008 году, о том, что Грузия станет членом альянса, но План действий по членству является неотъемлемой частью процесса».
НАТО также выразило поддержку территориальной целостности и суверенитету Грузии в пределах ее международно признанных границ.
«Мы твердо поддерживаем право Грузии самостоятельно определять свое будущее и курс внешней политики без вмешательства извне. Мы призываем Россию вывести войска, которые она разместила в Грузии без ее согласия. Мы также призываем Россию отменить признание регионов Грузии – Абхазии и Южной Осетии», – говорилось в документе.
В то же время в декларации отмечается, что для развития евроатлантических стремлений Тбилиси «должен достичь прогресса в проведении демократических реформ».
В сущности, решения Североатлантического совета по Грузии не сильно отличаются от тех, что были приняты 15 лет назад в Бухаресте, и от декларации Брюссельского саммита в 2021 году. Однако многие эксперты отмечают, что в 2021-м Украина и Грузия рассматривались в одном и том же контексте. На Вильнюсском же саммите было решено, что путь Украины в НАТО – это «один шаг», а Грузии все еще необходимо сделать «два шага».
Многие международные наблюдатели отмечают, что политика правящей в Тбилиси партии все больше выглядит так, будто Грузия пытается «выйти из игры». Об этом, в частности, еще до начала саммита говорил американский эксперт Дэниэл Фрид. По мнению дипломата и старшего исследователя «Атлантического совета», существует беспокойство, что на данном этапе Грузия будто «оставила себя вне того процесса, который подразумевает вступление в НАТО».
А премьер-министр Эстонии Каи Каллас в интервью Радио Свобода впреддверии саммита заявляла, что официальный Тбилиси «не верит в членство в НАТО» и недостаточно активно продвигает повестку дня о вступлении в альянс. В качестве доказательств Каллас привела выступление грузинского премьера Ираклия Гарибашвили в Братиславе в рамках Форума глобальной безопасности (GLOBSEC) 29-31 мая. Тогда Гарибашвили повторил нарратив Кремля, заявив, что одной из причин российского вторжения в Украину «была воля и намерение страны стать членом НАТО».
«Объездная дорога»: помогает ли Грузия обходить России санкции
В «Грузинской мечте» с подобными оценками не согласны. В правящей партии настаивают на том, что Грузия давно готова для членства в альянсе, и высказывают претензии к НАТО, напоминая, что Тбилиси «кормят обещаниями» с 2002 года. В преддверии саммита в Вильнюсе спикер парламента Шалва Папуашвили опубликовал открытое письмо в Twitter. По его словам, политическое и военное сотрудничество Грузии и НАТО значительно расширилось, но мало что изменилось в застойном подходе Брюсселя к критически важному вопросу расширения.
«В свое время были серьезные сомнения в готовности Грузии, особенно на фоне авторитарного и спонтанного правления Михаила Саакашвили. Но сегодня Грузия, похоже, бьется в стеклянную дверь, поскольку от аргументов против членства Грузии в НАТО ничего не осталось».
Кроме того, спикер парламента отметил, что, «если бы Грузия была членом НАТО в 2008 году, не было бы ни войны, ни российской оккупации, которые осложнили проблему безопасности не только для Грузии, но и для всего региона».
По мнению лидера правящей «Грузинской мечты» Ираклия Кобахидзе, причина, по которой Тбилиси не принимают в НАТО, – «конечно же, политическая».
«Так было и в 2008 году, так есть и сейчас. Наша ответственность только в том, что у нас продвижение вперед во всех направлениях».
Кобахидзе в очередной раз отметил, что с точки зрения реформ Грузия опережает как Украину, так и другие страны, желающие вступить в НАТО.
При этом добавил: тому, что Украина может стать членом альянса без Плана действий по членству, завидовать не надо – страна находится в войне с агрессором, и к ней проявляют «больше внимания».
Лидер партии власти также отметил, что, несмотря на ситуацию в Украине, общественность не должна забывать: в 2008 году, когда шла война в Грузии, НАТО не предоставило стране и ПДЧ.
Символичным для многих стало то, что Грузию на саммите в Вильнюсе представлял не премьер-министр, а глава внешнеполитического ведомства. Как сообщает немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, назвав НАТО одной из главных причин войны в Украине, Ираклий Гарибашвили стал в альянсе «нежеланным гостем». Тот факт, что Грузия не была представлена в Вильнюсе главой правительства, издание называет «симптомом» отношений между Грузией и НАТО.