Сейчас на ваших экранах появится очень старый постер к безумно популярному в США шоу «Дикий Запад», которое устраивал первый американский шоумен Баффало Билл. Вот он. По центру, как бы намекая на гвоздь программы, три всадника в папахах, чохе с газырями и патронами. На плакате надпись «казаки», именно под этим ошибочным термином наездники из грузинского региона Гурия получили широкую известность в США на рубеже 19-20 веков. Они поражали Новый Свет своим мастерством целых 30 лет и во многом способствовали развитию техники верховой езды ковбоев.
Прежде чем удариться в историю, давайте переместимся в наши дни, в Нью-Йорк. Здесь на стене одной из государственных школ Вест-Виллидж на Манхэттене несколько лет назад появились лица иммигрантов, приплывших в Америку. Автор Мурала — бразильский художник-монументалист Эдуардо Кобра. Это одна из самых крупных настенных росписей города, нанесена на площадь в 800 квадратных метров. Одно из этих лиц принадлежит гурийскому всаднику по фамилии Мшвидобадзе.
Все, как это обычно бывает, началось с дальнего путешествия, в которое в 1882 году отправился сын цирковых артистов Томас Оливер, работавший импрессарио у Баффало Билла. Он искал таланты по всему свету и в какой-то момент судьба привела его в Батуми. Небольшая заметка: Баффало Билл – один из пионеров американского шоу-бизнеса. Шоу «Дикий Запад» он основал в начале 1880-х, его представления сыграли огромную роль в популяризации образа ковбоя.
Так вот, по одной из версий, Томас Оливер был наслышан о виртуозности гурийских всадников, потому что ему довелось какое-то время пожить в Грузии. По другой – о мастерстве гурийцев шоумену рассказал секретарь американского консула. В Грузии Оливер сработался с князем Иванэ Махарадзе, вместе они отобрали первую группу лучших наездников из Гурии, которым предстояло стать легендами.
Так, 10 человек из глубинки, многие из которых никогда не покидали своих сел и даже не бывали в Тбилиси, отправились сначала во французский Марсель, потом в Гавр, откуда отбыли в Великобританию. Группой первопроходцев руководил Иванэ Махарадзе, ну тот, который принимал участие в отборе. Великобритания была покорена. Шоу с участием гурийцев имели оглушительный успех, пресса писала о «высшем искусстве верховой езды», зрители были в восторге от джигитовки – скачек на лошади с выполнением гимнастических и акробатических трюков. Представления собирали такие аншлаги, что весть о них дошла до самой королевы Виктории, которая пригласила грузинских всадников выступить в Виндзорском дворце.
От историков мы знаем, что королева впоследствии считалась одной из самых преданных поклонниц искусства верховой езды гурийцев, в память о выступлении в Виндзоре грузины получили из ее рук позолоченный альбом с фотографиями и благодарственное письмо. Отдельную благодарность наездникам выразили представители британской общественности, грамота была подписана 20 тысячами человек.
Дальше путь грузин лежал через океан. В 1883 году гурийцы впервые предстали перед американской публикой в Нью-Йорке, затем выступили в Чикаго и пустились в турне по всем Соединенным Штатам. Посмотреть на мастерство наездников приходили американские президенты. Известен случай, когда Теодор Рузвельт остался под таким впечатлением от Георгия Чхаидзе, что подарил тому кольцо и блюдце с собственным изображением на коне.
С 1893-го из Гурии в Америку был проложен незримый коридор, грузины из этого региона стабильно путешествовали в Новый Свет два раза в год. Примеру первой группы из 10 человек последовали другие, даже девушки. Представьте уровень консервативности патриархальной Грузии тех времен, этот факт правда удивительный. Например, мы знаем, что одна из самых известных наездниц в шоу Баффало Билла Кристине Цинцадзе, чтобы уехать, ослушалась воли родителей. Не меньшей популярностью пользовалась Фрида Мгалоблишвили, которую прозвали «принцессой», публика приходила в восторг от ее джигитовки то на одном, то на четырех конях. Отличились также сестры Маро и Барбаре Закареишвили.
Кстати, получали гурийцы 40-50 долларов в месяц, деньги баснословные для грузинских крестьян. Кто-то тогда пересчитал это в рубли, газеты трубили об окладе в 100 рублей, одну корову в начале 20-го века можно было купить за 5.
Успех гурийцев в Америке продлился примерно 30 лет, с ним покончило установление советской власти в 1921-м, дорога на Запад была закрыта. Судьбы звезд шоу Баффало Билла сложились по-разному. Кто-то остался за границей, создал семьи, ассимилировался, кто-то вернулся и был репрессирован, режим видел в них американских агентов. Вернувшимся приходилось уничтожить все свидетельства невероятной карьеры на Западе, арестовать и сослать могли за любую заморскую безделушку. Но были и те, кто не справился с изменениями и покончил жизнь самоубийством.
Долгие годы американский успех гурийцев был предан забвению во многом из-за того, что на заре их участия в представлениях Баффало Билла пресса окрестила грузин «русскими казаками». Но теперь ошибка, кажется, исправляется. Наример, в музее Баффало Била в штате Вайоминг были заменены все таблички к экспонатам и добавлены фамилии участников под фото. Произошло это благодаря упорству историка Ираклия Махарадзе, исследующему историю грузинских наездников в США.
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sovanews.tv/
Twitter: https://twitter.com/sovanews