Грузинские мигранты в Германии: перемены в политике депортации - SOVA
обществополитика

Грузинские мигранты в Германии: перемены в политике депортации

Гражданам Грузии, претендующим на статус беженца в Германии, предстоят новые трудности. Процесс депортации из ФРГ будет ускорен. В 2022 году количество нелегальных мигрантов из Грузии в европейских странах увеличилось на 87% по сравнению с предыдущим годом. Теперь всем им потребуются более убедительные аргументы для легального пребывания в стране.

Что случилось

Шестой отчет Еврокомиссии о механизме приостановки безвизового режима был опубликован в один день с интервью канцлера Германии Олафа Шольца немецкому изданию Der Spiegel, в котором он анонсировал новые подходы к сокращению числа нелегальных мигрантов. В обоих случаях в фокусе оказалась и Грузия.

А еще в феврале 2023 года Европейское агентство по вопросам убежища представило отчет, в котором подчеркнуло: число граждан Грузии, обращающихся за убежищем в Европу, удвоилось. Грузия входит в десятку стран, откуда запросы поступают наиболее часто. В этом рейтинге она делит первые позиции с такими странами, как Сирия, Афганистан, Венесуэла, Колумбия, Пакистан, Бангладеш, Ирак, Турция и Украина.

Что говорится в докладе о Грузии

Еврокомиссия выпустила свой шестой отчет об оценке соблюдения требований безвизового режима странами Западных Балкан и «Восточного партнерства». В докладе оценивается и текущая ситуация в Грузии.

Согласно документу, в 2022 году все больше людей из Грузии обратились за помощью и защитой в страны Евросоюза. Количество таких заявлений увеличилось на 81% по сравнению с предыдущим годом. В общей сложности было подано 26 450 заявок, в то время как в 2021 году – 14 635. Процент людей, запрос которых был удовлетворен, также вырос с 5% в 2021 году до 7% в 2022-м.

В 2022 году было зафиксировано 25 случаев незаконного пересечения границы гражданами Грузии. Количество грузинских нелегалов в государствах-членах ЕС увеличилось на 87% и достигло 21 910 человек, в то время как в 2021 году их было 11 695. В тоже время количество отказов во въезде гражданам Грузии увеличилось на 31%: с 3 030 в 2021 году до 3 970 в 2022-м.

Выросло на 50% и количество решений о возвращении граждан Грузии в их страны: в 2022 году их было 16 275, а в 2021-м – 10 820. Коэффициент возвращения немного улучшился: с 46% в 2021 году до 48% в 2022 году.

molodym zdes ne mesto общество featured, германия, Грузия-Германия, Грузия-ЕС, шенген

В соответствии с докладом, Грузия продолжает активные действия по разрешению проблемы необоснованных запросов на предоставление убежища. В 2022 году страна ужесточила контроль на пунктах пересечения границы, что предотвратило выезд 4 677 граждан Грузии, которые, вероятно, могли представлять угрозу нелегальной миграции в ЕС.

Продуктивным, согласно отчету, остается и сотрудничество с Европейским агентством по пограничной и береговой охране (Frontex), направленное на предотвращение злоупотреблений безвизовым режимом гражданами Грузии. Страна также взаимодействует со странами-членами по вопросу реадмиссии (согласие на прием обратно на свою территорию своих граждан), что приводит к высокому проценту положительных решений (98%).

Европейская комиссия предоставляет дополнительные рекомендации Грузии:

  1. Более строгое соблюдение визовой политики ЕС, включая введение визового режима для граждан третьих стран, откуда наблюдается нелегальная миграция в ЕС;
  2. Усиление мер по предотвращению необоснованных запросов на предоставление убежища и незаконного пребывания граждан Грузии в странах-членах ЕС;
  3. Участие в оперативном плане действий EMPACT (Европола) по борьбе с незаконной миграцией.

Что сказал канцлер Германии в интервью

В свежем интервью газете Der Spiegel канцлер Германии Олаф Шольц подчеркнул важность контроля за нелегальной миграцией и выразил необходимость разработки комплекса мер для этой цели.

«Мы относим Грузию и Молдову к безопасным странам происхождения. Оба государства хотят стать членами Евросоюза, поэтому неправдоподобно предполагать системное угнетение в этих странах. Мы усиливаем защиту внешних границ Европы, чтобы меньше людей могли попасть в Европу. И мы договорились о новом механизме солидарности в ЕС: беженцы должны быть зарегистрированы в первой стране прибытия, а не просто пропущены в Германию. Взамен они будут справедливо распределены по всей Европе. Надеемся, что Европарламент утвердит этот механизм в ближайшие месяцы».

На данный момент, по словам Шольца, Германия ввела более строгий контроль на границах с соседними странами, о чем страна оповестила Брюссель.

«Мы хотим уменьшить стимулы для нерегулярного пребывания здесь. Если земли Германии заявят, что хотят предоставить социальную помощь в натуральной форме, а не в деньгах, мы поддержим это. Если они захотят ввести дебетовую карту для просителей убежища (в качестве альтернативы наличным расчетам, которые иногда переводятся домой или используются для оплаты контрабандистов-мигрантов, — прим. ред.), мы это тоже поддержим. Более того, мы считаем правильным открыть общественные работы для лиц, ищущих убежища».

[а́мбави] Игра в русскую рулетку: с чем останется «Грузинская мечта» перед выборами’24

По словам канцлера, Германия, наконец, должна массово депортировать тех, кто не имеет права оставаться в ФРГ. Для этого, говорит Шольц, необходима круглосуточная работа государственных органов и продолжение цифровизацию иммиграционной службы.

«Процедуры необходимо ускорить, при этом заявления о предоставлении убежища и первичные собеседования будут проводиться в пункте первоначального приема. Судебные разбирательства также должны ускориться. В некоторых штатах первоначальные решения по делам о депортации выносятся через четыре месяца, а в других – через 39 месяцев. Это неприемлемо. Нам приходится чаще и быстрее депортировать людей».

Между тем, Шольц отметил, что Германии необходима иммиграция рабочей силы:

«Есть те, кто ищет приют из-за политических притеснений. В то же время это означает, что все, кто не входит ни в одну из этих категорий, не могут остаться. Именно поэтому мы ограничиваем нелегальную иммиграцию в Германию. К нам приходит слишком много людей».

Грузины в Германии

В последние годы Грузия стабильно входит в список десяти стран, граждане которых наиболее часто обращаются за убежищем в Германию. По статистике прошлого года, число соискателей из Грузии превысило количество прибывших из Ирана, Сомали и Эритреи.

Но 30 августа Федеральное правительство поддержало представленный министром внутренних дел Нэнси Фезер законопроект о включении Грузии и Молдовы в список безопасных стран. Именно это решение позволит Берлину ускорить процесс рассмотрения заявлений и более оперативно депортировать лиц, которым не может быть предоставлено убежище.

По данным министерства, в 2022 году и за первые шесть месяцев 2023 года были отклонены почти все заявки (99,9%) из обеих стран. Это составляет больше десятой части всех отклоненных заявок. В прошлом году в Германии запросили убежище 8 865 граждан Грузии и 5 218 граждан Молдовы.

Министерство объясняет безопасные страны происхождения как те, где, как правило, не существует угрозы уголовного преследования со стороны государства и где государство обеспечивает защиту своих граждан.

Но даже в самой Германии с этим в согласны далеко не все. В правозащитных кругах такое решение вызвало критику, поскольку, по их словам, правительство ФРГ не учитывает оккупацию Россией грузинских и молдавских регионов. А также проблемы в этих странах с верховенством закона, защитой прав ЛГБТ+ и свободой прессы.

Почему пропаганда РФ вернула Грузию в СНГ

Ирма Цирамуа, наблюдатель за правами человека в агентстве Frontex в Германии

С 2011 года Ирма участвует в проектах, связанных с предоставлением убежища. Международная организация, в которой она работает, предоставляла юридические консультации для всех, кто нуждался в таком статусе. С того же года Цирамуа занимается мониторингом процесса депортаций. Ее деятельность направлена на защиту прав человека и включает в себя отслеживание хода депортации.

По словам наблюдателя агентства Европейского союза по безопасности внешних границ, Грузия уже несколько лет сохраняет статус безопасной страны в Германии. Актуализация же темы связана с увеличивающейся статистикой грузинских нелегальных мигрантов. С момента установления безвизового режима странами Шенгена, гражданам Грузии стало проще въезжать в Германию. Они имеют право посещать страну как туристы и больше не вынуждены прибегать к нелегальным методам, что ранее часто требовало больших финансовых затрат.

«Многие ошибочно думают, что, получив убежище, они автоматически получают право на работу, будь то официально или неофициально. Однако большинство оказываются обманутыми. Важно понимать, что запрос убежища не означает автоматического права на постоянное проживание в стране. Увеличение же числа граждан Грузии, проживающих там фактически, привело, видимо, к переосмыслению этого вопроса правительством Германии».

Конкретные механизмы Берлином пока не разработаны, но Цирамуа предполагает, что отныне, когда гражданин Грузии подаст запрос на убежище, ему будет отказано и он, возможно, сразу же будет возвращен на родину. Таким образом, решение, которое ранее принималось месяцами или даже годами, будет принято намного быстрее. Ирма не исключает, что Германия переймет практику Австрии.

«Австрия имеет систему, которая на самом деле не очень часто используется на практике. Когда, к примеру, гражданин Грузии просит убежище, но не может обосновать причину своего запроса, ему отказывают. Государство говорит: «Мы временно вас принимаем, но ваше дело не будет рассмотрено. У вас есть право на обжалование, но у нас также есть право потребовать от вас покинуть страну. Гражданину дают право покинуть страну по собственной воле в течение двух недель. В случае непринятия этого решения, государство будет вынуждено депортировать человека из страны. Я предполагаю, что подобные механизмы будут применяться и в Германии с 2024 года».

«Я верю, мы все изменим»: ушедшая легенда Джейн Биркин и ее поддержка грузинских беженцев

Ирма Цирамуа рассказывает, какие процедуры проходили, в том числе, и граждане Грузии до сих пор, запрашивая убежище в ФРГ.

«Гражданин Грузии приезжает и подает заявление о предоставлении убежища, его переводят в учреждение по приему и размещению заявителей на убежище, где проводится первичное интервью, известное как «дорожное интервью». Здесь выясняется, каким образом он попал в страну и были ли уже поданы заявления о предоставлении убежища в других странах Шенгена. В случае наличия таких заявлений, Германия обязана обратиться к соответствующей стране за разъяснениями – согласно Дублинскому соглашению. Процедура Дублина предусматривает возможность для стран отправления возвращать мигрантов в страну их первого въезда в Евросоюз, но только при наличии убедительных доказательств того, что данное лицо действительно уже пересекло границу другой страны-члена ЕС. Если это государство отвечает, что они намерены вернуть своего «клиента», то договор о взаимной передаче лиц входит в силу. И гражданин возвращается».

Что касается необходимых документов и оснований для получения убежища, то, согласно национальному законодательству Германии, убежище предполагает в первую очередь политическое преследование.

«Личность должна быть признана политическим беженцем. Это легко проверить с помощью Google. Там и видно, насколько данный гражданин подвергается политическим преследованиям. Если это подтверждается, то запрос на предоставление убежища будет рассмотрен положительно. Ему выдадут серый паспорт. У него будет право на работу и образование, но не будет права вернуться в свою страну, так как его преследуют по каким-то причинам. Это несравнимо с гражданством Германии, но и не уступает ему.

Впрочем, бывали случаи, когда люди имели такие паспорта, не лишались гражданства и возвращались различными способами в свои страны. Если такая информация всплывает наружу, то паспорт аннулируется. Многие потеряли свои паспорта, поскольку незаконно пересекали границу из Армении или использовали другие способы, скрывая свой паспорт.

В любом случае, Грузией предоставляется информация о текущей обстановке в стране, о мерах безопасности, а также о том, кто поддерживает те или иные действия финансово. Все эти сведения учитываются при рассмотрении заявления о предоставлении убежища. Таким образом, существует политический обмен информацией между различными министерствами».

chuzhoy общество featured, германия, Грузия-Германия, Грузия-ЕС, шенген

В Германию, как говорит Ирма Цирамуа, зачастую обращаются за получением медицинской помощи, которую не могут получить в Грузии.

«Если человек прибыл из-за проблем со здоровьем, то он должен предоставить информацию о проведенном лечении в своей стране и о результатах после него. Необходимо также уточнить, с какими финансовыми обязательствами связано продолжение лечения. В этом вопросе возникают сложности. В информации о Грузии указано, что они лечат все виды заболеваний. Но есть заболевания, которые даже в Америке могут не вылечить. Но зачастую грузины, конечно, обращаются за лечением рака или лейкемии.

Если в информации о Грузии сказано, что все медицинские процедуры финансируются, то убежище рассматривает этот вопрос, руководствуясь предоставленными документами. Они могут сказать, что лечение возможно в Грузии, и не предоставить услуги.

Были случаи, когда назначали обследование, а затем лечение и операцию. Этот процесс может занимать от года до пяти лет. Все очень индивидуально и зависит от того, кто работает с делом, какие врачи могут принять участие в этом. У них просто может не быть времени, так как в убежище обращаются не только граждане Грузии, но и люди со всего мира. Многое зависит от этого.

Были случаи, когда два месяца прошло с момента пребывания в стране, операция была назначена на определенную дату, но ее потом отменили. То есть все это и вовсе не гарантирует предоставление убежища. Бывают, конечно, случаи, когда учитывают уже назначенную дату операции и терапии, но бывает – не учитывают. Это происходит, поскольку убежище спустя время приходит к выводу, что эта операция может быть проведена в Грузии, исходя из имеющейся информации о ней».

Германия и Франция, по словам эксперта, – лидеры среди стран, которые грузинские нелегалы предпочитают для проживания. Популярность последней связана с менее частыми случаями депортации. Но этот вопрос сейчас стоит на повестке и во Франции.

Бельгия также принимает большое количество граждан Грузии. Нужно отметить, что три месяца назад страна исключила Грузию из списка безопасных стран. Согласно решению, «критерии включают не только общую политику (например, наличие демократических институтов, политическая стабильность), но и правовое положение и соблюдение прав человека в соответствии со стандартами Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)».

По словам Цирамуа, грузинские нелегалы – люди, в основном ищущие работу, покинувшие свою страну из-за неблагоприятного экономического положения. Остальные – из-за проблем со здоровьем.

«У меня было много клиентов, которых неправильно лечили в Грузии, и сюда они приходили уже с опозданием для продолжения лечения. Это часто заканчивалось печально».

Ежемесячно, по словам наблюдателя, осуществляется не менее двух депортаций. Бывает, в месяц депортируют четырех и более граждан. Эксперт не исключает, что эта тенденция и растущий поток нелегальных мигрантов из Грузии приведет к неутешительным последствиям, в частности, к отмене безвизового режима.

inie prichini общество featured, германия, Грузия-Германия, Грузия-ЕС, шенген