Шалинский городской суд в Чечне отказал в условно-досрочном освобождении Зареме Мусаевой — жене бывшего федерального судьи республики Сайди Янгулбаева и матери оппозиционных активистов Ибрагима и Абубакара Янгулбаевых. Женщину судили по делу о нападении на полицейского и мошенничестве.
Руководство колонии-поселения в Аргуне, где отбывает наказание Мусаева, просило отказать ей в условно-досрочном освобождении (УДО), заявив, что женщина находится в исправительном учреждении непродолжительное время, и к тому же не признала вину. С этой позицией согласился прокурор.
Защита же подчеркивала, что Мусаева уже отбыла срок, положенный для УДО, и у нее нет никаких взысканий или обязательств перед потерпевшей стороной, которые могли бы препятствовать освобождению.
«То, что „мало отбыла“, не признала вину, — это все неправовые, неконституционные доводы, которые не могут учитываться судом при вынесении решения по УДО. Вразумительных доводов для того, чтобы отказать Зареме в УДО, учитывая ее состояние здоровья, на мой взгляд, нет», — говорил «Кавказскому узлу» (в реестре «иноагентов») адвокат Александр Савин.
Приговор матери оппозиционеров
4 июля этого года Ахматовский районный суд Грозного приговорил Мусаеву к пяти с половиной годам колонии, признав ее виновной в нападении на полицейского и мошенничестве.
12 сентября Верховный суд Чечни признал, что наличие у Мусаевой хронических заболеваний является смягчающими обстоятельствами, и снизил срок ее наказания до пяти лет, а также постановил перевести ее в колонию-поселение.
В конце сентября Мусаеву этапировали в колонию-поселение в Аргуне. О том, что суд назначил заседание по рассмотрению ходатайства об условно-досрочном освобождении Мусаевой, стало известно в конце ноября.
Женщина находилась в СИЗО с февраля 2022 года. В заключении у Мусаевой, страдающей сахарным диабетом, серьезно ухудшилось состояние здоровья. За месяц до приговора ее сын Абубакар сообщал, что она практически утратила способность ходить и попала в больницу. Там, как сообщали правозащитники, Мусаева пробыла около недели, а затем ее вернули в изолятор.
Обвинения в мошенничестве и нападении на полицейского Мусаева не признала. «Я никаких преступлений не совершала. Насколько я добродушный человек, люди знают. Аллах видит, что моя совесть чиста», — говорила она в своем последнем слове.
Правозащитники считают дело Мусаевой политическим. По их мнению, власти Чечни могут наказывать Мусаеву за деятельность ее сыновей и мужа.
Чем известна семья Янгулбаевых
Семья Янгулбаевых, стоявшая в оппозиции к главе Чечни Рамзану Кадырову, стала известна за пределами республики в начале 2022 года — тогда чеченские силовики прибыли в Нижний Новгород, куда переехали Янгулбаевы, и силой увезли жену бывшего федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева Зарему Мусаеву в Грозный.
Приход чеченских силовиков к критикам Кадырова в другом регионе России, вне зоны их контроля, стал на тот момент редким и шокирующим случаем.
В Грозном против Мусаевой сначала возбудили дело о применении насилия к полицейскому — якобы она набросилась на составлявшего протокол участкового и «чуть не лишила его глаза» — а позднее добавили обвинение в мошенничестве.
Власти Чечни считают сыновей Янгулбаева и Мусаевой — Абубакара и Ибрагима Янгулбаевых — причастными к администрированию телеграм-канала и движения 1ADAT, которое открыто критикует Кадырова и, как оно заявляет, «выступает за деоккупацию Чечни». Движение в России запрещено, их сайт заблокирован.
Абубакар — правозащитник, он работал юристом в кавказском отделении «Команды против пыток» (объявлена «иноагентом»). И он, и его отец связь с 1ADAT отрицают: свое участие подтвердил только Ибрагим.
Уже когда Мусаеву увезли в Грозный, а ее дело получило огласку, Кадыров публично угрожал Янгулбаевым.
«Эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. И это уже зависит не от меня. Я знаю настроения в обществе, — заявил глава Чечни. — Пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью ходить члены этой семьи уже не смогут, настолько глубоко задета честь каждого представителя нашего народа».
После этого Сайди Янгулбаев вместе с детьми покинул Россию.