В четверг в Бейруте хоронят замглавы ХАМАС Салеха аль-Арури, погибшего во вторник в результате мощного взрыва в пригороде ливанской столицы. Вместе с ним погибли еще шесть членов палестинской группировки. Ливанская радикальная организация «Хезболла» обвинила во взрыве Израиль и пригрозила ответными действиями.
Со дня гибели аль-Арури в мире снова заговорили об опасности большой региональной войны на Ближнем Востоке.
Израиль не подтвердил и не опроверг свою причастность к устранению одного из ключевых лиц в структуре ХАМАС, но ливанское правительство уверено, что это дело рук израильских спецслужб.
По мнению ряда военных экспертов, подобраться к фигуре такого масштаба, действительно, могли только профессионалы, и независимо от того, кто стоит за убийством аль-Арури, ХАМАС нанесен большой ущерб.
Серьезная потеря
В лице Салеха аль-Арури ХАМАС лишился одного из своих главных военных стратегов.
Он принимал активное участие в распределении денежных потоков и оружейных поставок между структурами ХАМАС в секторе Газа и в других странах Ближнего Востока.
Под его руководством группировка более тесно интегрировалась в сеть иранских и проиранских формирований, направленных на борьбу с Израилем.
По словам аналитиков, аль-Арури де-факто являлся послом ХАМАС в Иране и в рядах ливанской «Хезболлы».
«Он хорошо умел выстраивать политические связи на самом высоком уровне и при этом имел авторитет как полевой командир», — говорит Эмили Хокайм, эксперт по региональной безопасности Международного института стратегических исследований в Лондоне.
По ее мнению, смерть аль-Арури неизбежно ослабит ХАМАС как внутри сектора Газа, так и за его пределами.
В ХАМАС не скрывают, что аль-Арури должен был сыграть важную роль в восстановлении военных возможностей группировки, сильно пострадавших в связи с военной операцией Израиля в Газе.
В частности, боевики лишились возможности производить ракеты своими силами и вынуждены через своих представителей искать поддержки у своих международных партнеров.
Однако после взрыва в Бейруте ХАМАС не сможет больше действовать на территории Ливана так свободно, как прежде. И его высокопоставленные представители в других странах тоже понимают, что подвержены большому риску.
Временные трудности?
Между тем, многие аналитики отмечают, что ХАМАС не впервые переживает подобные трудности. Его высокопоставленные лидеры и важные стратеги гибли в прошлом неоднократно, что не мешало группировке со временем снова наращивать силу.
С 2007 года ХАМАС управляет сектором Газа, все больше распространяя свое влияние и на Западный берег реки Иордан, находящийся под контролем более умеренного движения ФАТХ.
Военизированное крыло ХАМАС много лет по сути не прекращает ракетные обстрелы Израиля, находя для этого средства и ресурсы. А политическое крыло сумело организовать сеть своих ячеек по всему Ближнему Востоку.
Отдел пропаганды ХАМАС сумел навязать свое видение ближневосточного конфликта многим международным политикам и журналистам, отмечают аналитики.
По мнению некоторых из них, частые смерти среди руководства ХАМАС сделали группировку более гибкой.
По мнению эксперта из Университета Туниса Имада Альсуса, лидеры внутри ХАМАС все чаще избираются с учетом давности их членства в организации и заслуг, а не на основании личной харизмы или убеждений – черт, которые затрудняли бы замену лидеров.
«Внутри ХАМАС всегда существует определенная иерархия, и замена происходит очень гладко. Там доступ к власти не определяется личностью», — считает Альсус.
Эксперты сходятся в том, что гибель Салеха аль-Арури изменит расстановку сил для ХАМАС на текущий момент, но не отразится на дееспособности группировки в дальней перспективе.