- Автор, Святослав Хоменко
- Должность, Би-би-си
Главное в анализе результатов местных выборов в Польше — не делать поспешных выводов. Это именно тот случай, когда результаты экзит-полла сами по себе не свидетельствуют ни о чем, в них стоит погрузиться глубже и рассматривать в контексте.
«Голые» цифры единственного экзит-полла, который проводился по всей стране, выглядят так. Первое место на выборах заняла правоконсервативная партия «Право и справедливость» (ПиС), за нее проголосовали 33,7% избирателей. На втором месте «Гражданская коалиция» нынешнего премьера Дональда Туска — 31,9%. Третье место занимает блок спикера Сейма Шимона Холовни «Третий путь» — 13,5%. Крайне правая «Конфедерация» и левые из «Левицы» набрали примерно по 7% голосов.
Лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский в ночь после выборов не скрывал удовлетворения таким результатом. «Слухи о нашей смерти стоит считать преувеличенными», — цитировал он Марка Твена.
Подпишитесь на нашу имейл-рассылку, и каждый вечер с понедельника по пятницу вы будете получать самые основные новости за день, а также контекст, который поможет вам разобраться в происходящем.
С одной стороны, Качиньский имеет право на оптимистичные оценки. В прошлом году его партия потеряла власть после восьми лет доминирования на польской сцене. У нее отобрали бесконтрольный доступ к государственным СМИ, а правоохранители начали расследование деятельности нескольких видных представителей ПиС. В этой ситуации формальное первое место — это тот результат выборов, который не может не радовать.
С другой стороны, по итогам прошлых местных выборов 2018 года «Право и справедливость» заняла первое место на выборах в девяти воеводствах из 16, на нынешних выборах — лишь в шести. По факту ПиС, вероятнее всего, может претендовать на контроль (единоличный или вместе с «Конфедерацией») в пяти воеводских сеймиках своего традиционного бастиона, юго-восточной Польши.
Наконец, полным, причем вполне прогнозируемым провалом закончились для ПиС выборы мэров больших городов. В Варшаве и Гданьске в первом туре победили кандидаты от партии Туска, в Кракове и Вроцлаве представители ПиС не вышли во второй тур выборов.
Это может показаться странным, но глава «Гражданской коалиции» Дональд Туск тоже выглядел вполне удовлетворенным результатами кампании. По его словам, они стали своеобразным повторением парламентских выборов (тогда партия Туска точно так же заняла второе место, но в сумме с двумя партнерами по коалиции смогла собрать большинство в Сейме и устранить из власти ПиС).
«Что радует? Планомерное уменьшение разрыва (между ПиС и „Гражданской коалицией“): семь процентов в 2018-м, пять в 2023-м, два сегодня. Рекордная победа в городах. Преимущество в сеймиках. Что беспокоит? Демобилизация, особенно среди молодежи, поражение на востоке и на селе. Вывод для нас? Не жаловаться и за работу!» — написал Туск в соцсети Х.
Туск верно диагностировал главную характерную черту этой кампании, которая превратилась в главную проблему для его партии. Многие польские избиратели после рекордной мобилизации на парламентских выборах в октябре прошлого года (явка тогда составила почти 75%) просто проигнорировали местные выборы: в воскресенье на участки пришло лишь около 51% имеющих право голоса.
При этом исследователи говорят, что отказались от участия в выборах в первую очередь жители западной Польши, более склонные голосовать за партию Туска, и молодые избиратели (явка поляков младше 30 лет на парламентских выборах составила 71%, вчера на участки пришли лишь 39%).
«Возможно, избиратели демократических партий решили, что 15 октября (на парламентских выборах) они „спасли демократию в Польше“, исполнили свой гражданский долг и 7 апреля могут провести теплое воскресенье, отдыхая, а не стоя в очереди к урне для голосования», — пишет публицист Newsweek Якуб Маймурек.
Так же вероятно, что демотивировать молодых женщин от участия в выборах могло промедление нынешней власти с продвижением нового, более либерального законодательства об абортах.
Еще один важный для Польши итог этих выборов — убедительная победа в первом туре нынешнего мэра Варшавы Рафала Тшасковского. 52-летний политик — один из главных претендентов на выдвижение в президенты от нынешней партии власти в следующем году. Внушительный результат, под 60% голосов избирателей, полученный в конкуренции с непростыми оппонентами, явно усилит его стартовые позиции перед президентской гонкой.
Финал местной кампании состоится через две недели: именно тогда в ряде городов пройдут вторые туры выборов мэров (здесь будет несколько горячих схваток, среди которых можно выделить выборы в Кельцах, где ЛГБТ-активистка Агата Войда в первом туре набрала чуть ли не вдвое больше представителя ПиС Марцина Стемпневского).
Но уже через несколько недель, в июне, поляки пойдут к урнам еще раз — вместе с жителями других 26 стран ЕС они будут избирать депутатов Европарламента, и результаты нынешних местных выборов точно повлияют на конфигурацию политических сил перед европейскими выборами.
В «Гражданской коалиции» Дональда Туска и «Левице» наверняка начнется дискуссия о возможном объединении перед европейскими выборами. Такие идеи звучали и перед этой кампанией, но от этого союза отказалась партия Туска: если бы этот альянс состоялся, возможно, ПиС не удалось бы занять на выборах символическое первое место.
«Право и справедливость» в преддверии европейской и президентской кампаний, вероятно, тоже будет работать над расширением политического лагеря. Во всяком случае, в ночь после выборов Ярослав Качиньский говорил о создании на базе своей партии «большой коалиции, которая будет побеждать».
Другое дело, что выбор, кого приглашать в эту «большую коалицию» у ПиС невелик. Речь идет о крайне правой «Конфедерации», сотрудничество с которой позволит партии Качиньского получить контроль над сеймиками восточной Польши.
«Качиньский, как он уже показал в прошлом, ради власти пойдет на все. Даже вступит в союз с антиевропейской и антиукраинской группировкой, в которую также входят люди с пропутинскими, фашистскими и антисемитскими взглядами», — дает мрачный прогноз заместитель главного редактора Gazeta Wyborcza Роман Имельский.