После «Оранжевой революции» в Киеве к власти в Украине приходит прозападный лидер Виктор Ющенко. Но уже в 2010 году на президентских выборах побеждает Виктор Янукович – политик с пророссийским имиджем. И хотя перед выборами он выступал против сближения с НАТО и ЕС, получив власть, все-таки пытался балансировать между Западом и Россией – чтобы завоевать и прозападный электорат.
На протяжении всего президентского срока Янукович выбирал между сближением с Евросоюзом и вступлением в Таможенный союз с Россией. Неоднократно украинский лидер приезжал с визитом в РФ, и переговоры с Путиным дали свои плоды. Несмотря на то, что в течении всего 2013 года Киев заявлял о готовности подписать Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС, правительство Украины неожиданно решило приостановить процесс – это и стало началом конца.
На главной площади Киева начались масштабные митинги, которые растянулись на несколько месяцев. Вместе с протестующими гражданами улицы столицы заполонили бойцы спецподразделения «Беркут». О том, что произошло после отказа от европейского пути в Украине, знает весь мир: ожесточенные столкновения и настоящая война на улицах Киева, многочисленные жертвы, смена власти и бегство Януковича, а после – аннексия Крыма и фактическая оккупация Донецкой и Луганской областей со стороны России.
Страхи «Мечты»: власти Грузии опасаются активности эмигрантов на выборах-2024
Иванишвили = Янукович: сходства и различия
Сегодня события, предшествовавшие «Евромайдану», все чаще сравнивают с обстановкой в Грузии в наши дни. По мнению профессора, политолога Гии Нодия, главное сходство – это ориентация властей на Россию.
Политолог отмечает: в целом признавая важность стратегического пути в Европу, Янукович делал это на уровне принципа, но его политика не соответствовала этому курсу. И тем не менее, такая поверхностная и непоследовательная ориентация на Евросоюз была достаточной причиной для того, чтобы украинское общество мирилось с нахождением Виктора Януковича у власти.
Нодия считает, что сегодняшние власти Грузии придерживаются похожей тактики, но надеются избежать судьбы лидера пророссийского правительства Украины.
«В какой-то степени «Грузинская мечта» использовала уроки Януковича в том смысле, что она не делает такого явного откровенного поворота от проевропейского пути. Никто не говорит о том, что надо отказаться от евроинтеграции и вступать в Евразийский союз. И резкого и явного поворота правящая партия пытается избежать – в этом главное различие», — говорит Гия Нодия.
Открыто критиковать западных лидеров члены «Грузинской мечты» всегда боялись, но это не мешало им довольно резко реагировать на заявления европейских и американских парламентариев. Члены правящей партии напрямую рекомендовали им «следить за своими делами» и не вмешиваться во внутренние процессы в Грузии.
Отвечая на критику из ЕС в связи с попыткой принять новую редакцию закона об иноагентах, генеральный секретарь «Мечты» и мэр Тбилиси Каха Каладзе, к примеру, заявил, что ЕС для него не «стоящий» союз:
«Для меня не является стоящим ни одно объединение, которое может навредить интересам, завтрашнему дню, независимости и суверенитету моей страны, за которые боролись и проливали кровь мои предки».
Похожую риторику в свое время использовал Виктор Янукович. Во время политического кризиса в Украине он высказывался против приезда иностранных политиков и просил их «не вмешиваться во внутренние процессы» Украины и не «наставлять, как жить».
«Иностранное влияние» вместо «иноагентов»: как в Грузии маскируют российский закон
Протесты против закона об иноагентах
С начала апреля в Грузии снова обсуждается отозванный в прошлом году закон об иноагентах или как его называют критики – «российский» закон. Несмотря на то, что оппозиция, гражданский сектор и западные политики призывали власти отказаться от идеи, члены парламента одобрили законопроект в первом чтении.
Гия Нодия считает, что принятие закона об иноагентах – это формально не совсем то же самое, что и отказ от интеграции в ЕС, но суть та же.
«Этот закон называют «русским» или «российским» потому что он означает ориентацию на российский путь развития, российскую модель правления и так далее», — объясняет политолог.
По его мнению, пытаясь продавить свою инициативу, власти хотят показать всем, что на этот раз они настроены решительно, что они не отступят и от применения силы не откажутся.
«Думаю, протесты будут продолжаться, но будет продолжаться и подавление протестов. Ну а больше этого, мне кажется, предсказать невозможно. Единственное, что я могу сказать однозначно, что ничего однозначно сказать нельзя».
«Кулак народа»: кто такой Элисашвили и почему он ударил Мдинарадзе