Суд в Москве арестовал журналистку Надежду Кеворкову по обвинению в оправдании терроризма. Ей грозит до семи лет лишения свободы.
Защита просила суд отправить журналистку под домашний арест или избрать другую, более мягкую меру пресечения, аргументируя свое ходатайство тем, что срок действия загранпаспорта Надежды истек, значит, уехать из России она не сможет. Кроме того, Кеворкова наблюдается у травматолога после плановой операции.
Поручительства за Кеворкову написал ее бывший муж, журналист Максим Шевченко, а также писатель Александр Проханов, президент ассамблеи исламского бизнеса Марат Кабаев, главный редактор «Правмира» Анна Данилова, журналист Ева Меркачева и др.
Кеворкова свою вину не признала.
В чем обвиняют Кеворкову
Надежда Кеворкова была задержана в Москве накануне, после того как в ее квартире прошел обыск. Как утверждал канал «Рен-ТВ», его причиной стало то, что она, «разделяя радикальную исламскую идеологию», публиковала в своем телеграм-канале посты, «оправдывающие нападение банды Басаева на Нальчик в 2005 году и деятельность движения „Талибан“» (официально признано в России террористической организацией и запрещено).
Информацию о том, что уголовное дело против Кеворковой связано с публикациями в ее телеграм-канале, подтвердил 6 мая ее адвокат Калой Ахильгов, но как минимум одна из них — это текст другого журналиста, уточнил он.
«Ей вменяют публикацию в ее личном ТГ-канале от 2018 года, когда она разместила текст только что убитого Орхана Джемаля — близкого друга Надежды. Орхан публиковал текст о нападении в Нальчике еще в далеком 2010 году, а после его убийства Надежда разместила этот текст у себя. Так что это даже не слова Надежды», — написал он.
«Второй „эпизод“ связан с оправданием деятельности „Талибана“, который признан в РФ террористической организацией. Текст был также размещен в ТГ-канале в 2021 году. При этом, к примеру, спецпредставитель президента в Афганистане […] Замир Кабулов официально заявил, что не считают „Талибан“ террористической организацией», — уточнил адвокат.
На суде защита Кеворковой также просила приобщить к делу перечень цитат официальных лиц о движении «Талибан». Например, в списке есть цитата главы российского МИДа Сергея Лаврова, который призывал налаживать отношения с талибами.
По мнению защиты, это демонстрирует двойственность позиции государства, которое заводит уголовные дела за высказывания граждан о «Талибане» и одновременно поддерживает с ними официальные контакты.
Однако судья Елена Ленская не стала приобщать цитаты к материалам дела, а также не дала адвокату Кеворковой зачитать их в зале суда.
О чем писала Кеворкова
Надежде Кеворковой 65 лет. Она историк по образованию, много лет писала на темы религии, в последние годы специализируется на освещении конфликтов на Кавказе и в странах Ближнего Востока, а также преследовании мусульман в мире. В разное время журналистка сотрудничала с «Новой газетой», «Независимой газетой — Религии», RT и другими изданиями, ездила в командировки в Ирак, Иран, Турцию, Сирию, в сектор Газа.
В последнее время Кеворкова писала в основном о палестино-израильском конфликте. Она, как следует из ее постов в соцсетях, придерживается пропалестинских позиций.
Об истории конфликта Кеворкова написала две книги: «Палестина. Сопротивление» и «Если я забуду тебя, Иерусалим», в феврале 2024 года она объявила о выходе третьей — «Палестина: если мне надо будет умереть…»
Кеворкова была соавтором и ведущей документального сериала «Джихад русской литературы», в котором рассказывала о восприятии русскими писателями от Пушкина до Толстого ислама и мусульман.
До 2016 года Кеворкова была замужем за журналистом Максимом Шевченко. Сын Кеворковой — журналист Василий Полонский, он работал на «Дожде» (объявлен нежелательной в России организацией, а до этого «иноагентом»), а после начала полномасштабного вторжения России в Украину — в «Новой газете».