После признания Россией независимости Абхазии и открытия посольства в Сухуми, последовал этап «дипломатических отношений». На протяжении 16 лет они были далеки от идеальных: абхазская сторона публиковала конфиденциальные документы без согласования, российский МИД передавал ноту протеста, на территории самопровозглашенной республики даже произошло убийство российского дипломата.
Теперь к этому списку добавились оскорбления и неуважительное поведение официального представителя России.
В одном из абхазских Telegram-каналов был опубликован критический пост о приеме в посольстве России в Абхазии, на который не пригласили ни представителей оппозиции, ни общественных деятелей, которые критикуют «пагубную, в том числе в части абхазо-российских отношений, политику Аслана Бжания».
«Понимают ли в посольстве, что это посольство Российской Федерации в Республике Абхазия, а не в Администрации Президента Абхазии? И еще. Понимают ли в посольстве, что их столь избирательная позиция в отношении действующей власти и провластных политических организаций, может привести к тому, что абхазский народ начнет экстраполировать свою «любовь и уважение» к действующей власти в сторону Российской Федерации. Или опыт Армении остался незамеченным?», – написал канал RESPUBLICA.
Такие дипломатические «оплошности», как говорят авторы поста, в условиях продолжающейся войны и глобального противостояния «наталкивают на определенные мысли и выводы, которые они «оставят пока за кадром».
«Оставьте за кадром, они никому не интересны», — сразу же последовал ответ под постом от пользователя с ником Михаил. За этим последовала продолжительная словесная перепалка Михаила с подписчиками Telegram-канала. Как выяснилось позже, номер принадлежал самому Михаилу Шургалину. До сих пор российский дипломат ни подтвердил, ни опроверг факт авторства своих комментариев.
В ходе продолжающегося спора Шургалин отметил, что гостей на торжество приглашают по принципу их значимости в самопровозглашенной республике, а всех остальных назвал маргиналами.
«Всем, кому не спится. Политическими организациями могут считаться только те, которые представлены в парламенте. Все остальные — маргиналы», — написал он.
Примечательно, что посол в то же время утверждал, что политические организации не приглашались как таковые. Однако, так называемое государственное информагентство «Апсныпресс» в своем Telegram-канале четко прописало, что прием посетили в том числе и представители общественных и политических организаций.
Комментарии, сделанные Шургалиным после застолья на торжественном приеме, вызвали массу критики в оппозиционном лагере. Ведущие оппозиционные объединения выступили с официальным заявлением, подчеркнув, что его комментарии противоречат «добрым» абхазо-российским отношениям.
«Ни форма написания, ни содержание комментариев не соответствуют установившимся отношениям Абхазии и России, дипломатическому этикету и даже простым нормам приличия. Более того, считаем, что подобные публикации могут нанести значительный вред существующим братским отношениям абхазского и российского народа. Подобные заявления граничат с вмешательством во внутренние дела», — написано в заявлении оппозиционеров.
Во внутренние дела посол России в Абхазии вмешивается не в первый раз. «Хамская риторика» посла Шургалина, как говорят местные оппоненты де-факто власти, проявилась с первых дней его назначения на должность.
В своих интервью российским СМИ он регулярно подчеркивает принцип невмешательства во внутренние дела, однако его действия идут вразрез с этим утверждением. Например, в беседе с журналистом РИА Новости в 2022 году его заявления вызвали острую реакцию в абхазском обществе. Тогда Шургалин, рассказывая о различных аспектах абхазо-российских взаимоотношений, представил граждан самопровозглашенной Абхазии, выступавших против соглашения по Пицундской госдаче, как желающих «насолить» своему руководству и ничего больше.
В том же интервью он фактически шантажировал протестующих против «распродажи Абхазии», подчеркивая, что затягивание рассмотрения ратификации соглашения по Пицунде может негативно сказаться на стремлении российской стороны инвестировать в масштабные проекты на территории самопровозглашенной республики.
Абхазские пользователи называют Шургалина типичным представителем царской России, не считающимся с чужой культурой.
«Михаил, по стилистике своей вы похожи на представителей царской России, которые считали унизительным понимать и принимать нашу культуру и по этой же причине практически на всем Кавказе вспыхивали революционные очаги. Опомнитесь, Россия наш партнер и начните наконец уважать нас и принимать нашу культуру», — пишет подписчик одного из абхазских Telegram-каналов.
В Сухуми убеждены — скандал «закончится ничем». Власти Абхазии постараются максимально дистанцироваться от инцидента, в то время как гневные посты и заявления оппозиции просто останутся без внимания. Более того, любой «неосторожный шаг» в сторону Москвы может привести к нежелательным последствиям.
«Не надо забывать, что посол Михаил Шургалин является полномочным представителем России, той самой России, которая ведет жестокую войну. Внутри РФ в моде духовные скрепы и суровое отношение к противникам русского мира. Привычные поблажек ждать не стоит, напротив, один неосторожный шаг и можно проснуться в автономной области Краснодарского края».
Последнее опасение стало еще более реальным после того, как зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в День России опубликовал в своих социальных сетях карту России. На ней РФ присоединила к себе Украину и вышла на границу с Польшей.
«Даже мурашки по коже бегут, а вдруг и Абхазию так, ведь обещал же Дмитрий Анатольевич…», — пишут пользователи.
«Безграничная» экспансия: как Россия пытается стереть Украину с карты мира
Действительно, Медведев, в ранге президента России зачитавший в 2008 году указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, спустя 16 лет заявил:
«В Абхазии и Южной Осетии идея присоединения к России по-прежнему популярна. И вполне может быть реализована, если на то возникнут веские причины».
Ситуация в Абхазии остается напряженной и неопределенной. В последние два года регион испытывает возрастающие опасения, связанные с потенциальной потерей независимости в условиях геополитических изменений. С одной стороны — жители Абхазии боятся «проснутся в Краснодарском крае» и чувствуют, как постепенно из-под их контроля в пользу Москвы уходят главные стратегические объекты и объекты национальной значимости. С другой стороны, в свете текущего политического кризиса в Тбилиси и очевидного потепления отношений с Москвой под руководством «Грузинской мечты», для них сохраняется риск того, что Абхазия может стать предметом геополитического торга в возможной сделке между Грузией и Россией, и столкнуться с возможностью потерять свою «независимость».
[áмбави] Кремль заманивает Тбилиси, Сухуми и Цхинвали в старую ловушку