Член партии «Сила народа» (сателлит партии власти), исполнительный секретарь Гурам Мачарашвили заявил, что с Грузией надо говорить не на языке санкций, а на языке дипломатии. И чем быстрее в Вашингтоне поймут это, «тем скорее будет перезагрузка отношений».
Так Мачарашвили прокомментировал заявление госсекретаря США Энтони Блинкена, в котором он отметил, что Штаты не только выразили обеспокоенность по поводу закона об иностранных агентах в Грузии, но и приняли меры, чтобы выразить эту обеспокоенность, и что в скором времени подтверждений будет больше.
«Чем скорее в Америкн поймут, что дипломатический, дружественный язык в Грузии эффективнее санкций и кнута, тем скорее будет перезагрузка отношений, развитие стратегических отношений, а не установление крепостных отношений.
Во всех случаях обвинения, выдвинутые в адрес Грузии, были отклонены Страсбургским судом. Нас обвинили в том, что Саакашвили подвергался пыткам, что, по словам Страсбурга, не соответствует действительности; они искали черные дыры в Грузии, и их представители сказали, что это ложь, это неправда; они также заявили, что оппозиция подвергалась преследованиям, и они видели, насколько насильственными <cо стороны оппонентов> были митинги и как достойно вела себя полиция. Если они хотят перезагрузки, мы готовы к партнерским отношениям», — заявил Мачарашвили.
Отметим, ранее представитель Госдепа США по борьбе с торговлей людьми Синди Дайер заявила, что Вашингтон следит за тем, как «Грузинская мечта» имплементирует закон об иноагентах, чтобы позволить НПО нормально функционировать в стране.
Аналог российского закона об иноагентах — «О прозрачности иностранного влияния», как его назвали представители партии власти, — в Грузии вступил в силу 4 июня 2024 года. Через 60 дней (4-5 сентября) все организации, которые имеют значительное зарубежное финансирование, должны будут зарегистрироваться на специальном портале.
17 апреля законопроект «О прозрачности иностранного влияния» был поддержан 83 депутатами первом чтении, 1 мая — во втором, а в третьем, окончательном, чтении — 14 мая.
18 мая президент Грузии Саломе Зурабишвили наложила на законопроект «Мечты» вето, подчеркнув, что он — «российский» и что «не подлежит никаким изменениям».
Кроме того, Зурабишвили возвратила аналог российского закона об иноагентах в парламент. Документ состоитиз трех страниц и описывает статьи Конституции, которым противоречит законопроект партии власти «О прозрачности иностранного влияния».
Шаг парламентариев на Западе вызвал шквал критики: посол Германии Петер Фишер даже заявил, что, пока в Грузии будет действовать этот закон, со страной переговоры о вхождении в состав ЕС не будут открыты.
А координатор США по санкционной политике Джим О’Брайен заявил, что правящей силе Грузии «придется играть по правилам того клуба, в который вы пытаетесь вступить».
Политсовет «Грузинской мечты» ответил на решение Госдепартамента США ввести визовые ограничения: в партии власти назвали намерения Вашингтона «контрпродуктивными» и «беспрецедентными».
В Москве на этом фоне звучат слова поддержки в адрес «принципиальной позиции» нынешних властей Грузии, подчеркиваются «двойные стандарты» Запада в отношении к стране.
По поводу шагов партии власти в Грузии — попытки принять антиевропейский закон — высказалась в своем заключении и Венецианская комиссия, которая настоятельно рекомендовала «Грузинской мечте» отменить закон в его нынешнем виде. Подчеркивается, что за последние годы была проведена оценка законодательства «Об иностранных агентах», которое действует в Российской Федерации, Венгрии и Кыргызстане, а также вопрос о принятии которого рассматривался в Боснии и Герцеговине. Закон, инициированный в Грузии, содержит «много общего» с законодательством этих стран, говорится в документе.
Комиссия подчеркивает, что существующая редакция закона создает негативные помехи в свободе собраний и выражения мнений, праве на неприкосновенность частной жизни, праве заниматься государственными делами, а также в запрете дискриминации.
Госсекретарь США: мы приняли меры, впоследствии будет больше подтверждений этому