«В результате длительных консультаций и активного внутрипарламентского диалога, учитывая и принимая во внимание общественное мнение, было принято решение об отзыве внесенного законопроекта».
Эта запись из официального сообщения пресс-службы де-факто парламента – итог двухлетней борьбы абхазского гражданского общества.
Последние два года несогласные с законом об апартаментах подписывали петиции, требовали встреч с де-факто президентом и устраивали акции протеста, чтобы не допустить принятия лоббируемого Асланом Бжания законопроекта. Он позволил бы иностранцам, главным образом россиянам, массово скупать жилье в Абхазии.
20 июля Бжания попытался обойти общественное недовольство, поддержав видоизмененную версию законопроекта. Три депутата внесли новый проект под названием «О некоторых мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов Республики Абхазия». Но противники закона об апарт-отелях понимали: Бжания, не сумев добиться принятия документа в полноценном виде, решил завуалировать свои истинные мотивы, ограничив географию действия закона.
В какой-то момент критики стали вызывать на «народные» беседы депутатов своих округов, чтобы выслушать их позиции по документу и высказать свою. Местная журналистка Элеонора Гилоян считает, что окончательное решение т. н. парламента стало результатом именно таких бесед. По ее словам, до депутатов удалось донести позицию народа, и в итоге большинство из них «проявили гражданскую, депутатскую и какую хотите ответственность».
«И несмотря на все ухищрения со стороны исполнительной власти, взяли на себя смелость заявить публично или в коридорах, что будут голосовать против. <…> Но все, что произошло за эту неделю, лично мне доказывает одно – абхазские депутаты не готовы идти против народной воли. И тут уже, ребята, только наша ответственность как активно и доступно мы готовы эту свою волю доносить. И сколько собственной жизни мы готовы положить на то, чтобы быть услышанными. Никто не будет бороться за наши интересы без нас», — пишет Элеонора в своем Telegram-канале.
По словам журналистки, добиться успеха удалось, потому что впервые в современной истории Абхазии люди объединились не вокруг человека, а вокруг идеи: «И это идея абхазского государства».
«А (пока еще) властям хотелось бы передать, что с повестки они сняли не только конкретно этот законопроект. С повестки нашей жизни они сняли все свои деструктивные идеи, идущие вразрез с интересами общества», — пишет Гилоян.
[áмбави] Кремль заманивает Тбилиси, Сухуми и Цхинвали в старую ловушку
О том, что закон идет вразрез с интересами «государства», протестующие утверждали на протяжении всего времени. Аргументы де-факто властей о том, что инициатива способствует развитию экономики, не работали. Ведь главные страхи абхазов были и остаются связаны с невозможностью сохранения демографического баланса в регионе. Недвижимость в этом контексте – весьма чувствительная тема для малочисленного этноса, стремящегося сохранить свою культурную и этническую идентичность. И избежать тотального контроля Москвы.
Введение в силу законопроекта и массовое приобретение недвижимости россиянами могло серьезно повлиять на демографическую ситуацию и представить потенциальную угрозу национальной безопасности региона, считают многие в абхазском обществе. Главный редактор «Чегемской правды» Инал Хашиг подробно описывал эти риски на своей странице в Facebook:
«Представим закон принят, построили апартаменты. В трех районах, где это коммерческое жилье отстроили, поселилось примерно 30 тысяч человек. Причем все они живут компактно, так сказать, анклавом. Проходит пять-десять лет, и эти «туристы» (так нам преподносит власть их статус) с собственностью в Абхазии в любом случае захотят влиять на какие-то местные процессы, исходя из принципа «я же здесь живу и плачу налоги». И им глубоко плевать, что абхазское законодательство говорит про их статус. В любом случае, они захотят иметь права, такие же, как и у местных граждан».
Далее, согласно сценарию Хашига, на основе этого желания создается некая общественная организация, выступающая против дискриминации граждан России, проживающих в Абхазии, и за предоставление им абхазского гражданства.
«В этом же русле во всю разворачивается информационный сегмент по принципу «мы тут содержим Абхазию, а россиян, проживающих на постоянной основе в этой республике, местные власти зажимают, отказывают им в возможности получить абхазское гражданство, считая их чуть ли не людьми второго сорта. Причем с каждого утюга будет звучать этот упрек в адрес «неблагодарных» абхазов».
В конце концов, по словам Хашига, Кремль, заботясь о своих соотечественниках, «серьезнейшим образом начнет планомерно указывать Сухуму на необходимость соблюдения прав россиян в Абхазии».
«Как отреагирует на возмущения Кремля абхазская власть после этого, я даже предполагать не буду. Оставлю на ваше усмотрение. Только вот, где будут эти «гаранты», которые нас успокаивают сейчас «не беспокойтесь, мамой клянусь, никакого гражданства они не получат», и сколько такие «гарантии» стоят – вопросы из разряда риторических».
Но теперь закон отозван, следовательно, гарантии предоставления гражданства, о которых говорит Хашиг, не актуальны. Тем не менее, критики де-факто власти требуют определенных гарантий на будущее.
«Отзыв – не запрет», — так «Нужная газета» обращается к тем, «кто захлебнулся от радости».
«Все еще впереди – Аслану Бжания больше нечего терять, его рейтинг ушел в минус», — пишет издание.
Это сражение сегодня оппозиция и протестующие выиграли, но смогут ли они одержать победу в долгосрочном противостоянии – главный вопрос, звучащий в местных Telegram-каналах.
«В команде действующего президента Абхазии осознали, что риски от продавливания законопроекта об апартаментах слишком велики и по согласованию с Москвой (это наше предположение) решили тактически отступить. Да, народные волнения, позиция известных представителей интеллигенции и активность оппозиции сделали свое дело, но насколько реально обезопасить себя от подобных рецидивов в будущем?», — пишет «АБХАЗИЯ-Центр».
Очевидно, что кредит доверия к де-факто президенту подорван после ряда «антигосударственных» и «антиконституционных» соглашений и законопроектов. В связи с этим многие требуют введения полного запрета на продажу недвижимости иностранцам.
Активисты движения «ҲАРА ҲПИЦУНДА», одной из ключевых сил в протестах против передачи России госдачи в Пицунде, считают, что отзыв закона – временное решение, которое нельзя воспринимать как окончательную победу.
«Самим фактом наличия этого законопроекта действующая власть показала, что ей нельзя доверять. Мы требуем гарантий. Нам нужна точка в этом вопросе, и нужна прямо сейчас. Нам нужен мораторий. Если власть решает отозвать вопрос сейчас, значит они хотят поднять его снова. Мы не можем им позволить».
Согласно проведенным в различных абхазских Telegram-каналах опросах, около 90% выступают за введение такого моратория. Прислушается ли к ним де-факто власть – пока неизвестно. Но если Бжания продолжит игнорировать недовольство общества, шансов избраться на второй пятилетний срок у него не будет.
Пока же де-факто президенту приходится лавировать между абхазами и Кремлем. У Москвы в регионе – свои интересы, и она продолжит оказывать давление на лидеров самопровозглашенной республики.
Закон об апартаментах в Абхазии: компромисс или угроза исчезновения нации