Накануне траурной даты правящая «Грузинская мечта» представила общественности новую предвыборную кампанию под лозунгом «Нет войне – выбери мир». Баннеры с кадрами сравнения разрушенных войной городов Украины и мирной Грузии буквально за ночь были развешаны во всех районах Тбилиси.
Грузинское общество, впрочем, «креатив» правящей «Мечты» не оценило и восприняло плакаты как манипуляцию трагедией соседней страны в политических целях. По соцсетям прокатилась волна критики:
«Это фото грузинского ребенка для грузина страшнее, чем войны всего мира! Давайте не будем стыдиться таких детей, погибших на войне в Украине! Проснитесь! Снимите баннеры сегодня! #Грузиянехочетвойныонахочетмира!».
«Какой диссонанс – угрожать войной в день падения Сухуми. Вы думаете, что манипулируете глубочайшими страхами людей, но на самом деле вы затрагиваете достоинство. И если вы немного знаете грузинский народ, когда на кону стоят страх и достоинство, если у вас есть что-то общее с этим народом, вы должны точно знать, что ее перевесит».
Кто-то из пользователей грузинского сегмента интернета и вовсе поинтересовался: насколько этично было бы, если бы другие страны манипулировали кадрами грузино-абхазской войны для набора политических очков.
«Если бы кто-то использовал эти фотографии в предвыборных целях. Думаю, если у вас еще осталось хоть немного человечности, сторонникам этого правительства следует убрать эти позорные баннеры».
В правящей партии ничего предосудительного в новых предвыборных плакатах не увидели. На вопрос, насколько этично использовать кадры войны в Украине, премьер Ираклий Кобахидзе ответил: «Абсолютно».
«Безусловно, мы должны напомнить обществу, каковы последствия войны и какова цена войны, чтобы ваша пропаганда не сработала», — сказал Кобахидзе.
Позиционировать себя как «гаранта мира» для страны правящая партия стала после полномасштабного вторжения России в Украину. Лидеры «Грузинской мечты» подобным образом оправдывались за отказ вводить индивидуальные санкции в отношении Москвы. Оппозицию же обвиняли в попытке втянуть страну в вооруженный конфликт с Россией, утверждая, что за оппонентами власти стоит «партия глобальной войны».
Политическая повестка «Грузинской мечты» в отношении оккупированных регионов перетерпела значительные изменения непосредственно в преддверии выборов. Партия последовательно избегает прямого осуждения России как агрессора и вместо этого говорит о необходимости примирения с абхазами и осетинами.
Началось все в середине августа, когда в своем предвыборном манифесте партия объясняла, почему ей так важно на октябрьских выборах получить конституционное большинство. Одной из главных национальных задач «Мечта» назвала восстановление территориальной целостности «исключительно мирным путем». Якобы именно для этого ей будет «необходимо внести изменения в Конституцию Грузии».
Иванишвили переписывает историю: скандал с учебниками в Грузии
Еще тогда в Сухуми стали говорить о некоем сговоре между Тбилиси и Москвой о конфедерации с самопровозглашенными республиками. А уже в середине сентября основатель и почетный председатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, выступая в Гори, заявил о готовности извиниться перед «осетинскими братьями и сестрами» и покарать бывшую правящую партию «Единое национальное движение» за развязывание войны-2008.
Власти оккупированной Абхазии тогда приветствовали это заявление, но только, «если оно будет подкреплено реальными шагами». В Цхинвали же речь Иванишвили оценили более прагматично. Де-факто власти региона связали его с предстоящими парламентскими выборами. В частности, представитель т. н. администрации президента Юрий Вазагов заявил, что они ожидают «не только устных заявлений, но и практических шагов, в том числе в рамках Женевских дискуссий.
Но, пожалуй, кульминацией кампании стало выступление премьер-министра Ираклия Кобахидзе на 79-й сессии Генассамблеи ООН. В преддверии мероприятия СМИ ожидали, что с международной трибуны он может выразить готовность подписать с Сухуми и Цхинвали договор о неприменении силы, чего Москва и сепаратистские режимы требуют от Тбилиси с момента окончания «августовской войны». После волны критики премьер, возможно, не решился повторять эту риторику с трибуны ООН.
При этом, в своей речи Кобахидзе вновь подчеркнул важность мирного урегулирования и сохранения целостности Грузии. Но уже традиционно избежал упоминания России как агрессора.
«Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и обратиться к нашим людям по другую сторону линии оккупации, в Абхазии и Цхинвальском регионе. Все наши шаги направлены на помощь нашему народу, и однажды мы вместе с нашими детьми сможем жить вместе в счастливой, единой и развитой Грузии. По эту сторону линии оккупации мы всегда будем приветствовать вас с распростертыми объятиями. Мы должны восстановить все разрушенные мосты в нашей стране…
Несмотря на то, что 20% нашей территории незаконно оккупировано, мы продолжаем двигаться вперед, расти и работать для того, чтобы наши дети жили в лучшей, сильной и более достойной Грузии», — сказал премьер-министр.
В грузинской оппозиции выступление премьера подвергли резкой критике. Депутат от партии «Лело» Саломе Самадашвили заявила, что Кобахидзе рассказал миру только половину правды:
«Если мы не говорим о роли России, это не поможет нам вернуть территории и достичь долгосрочного мира».
В «Грузинской мечте» оправдались, дескать, всем и так известно, кто оккупант. Исполнительный секретарь партии Мамука Мдинарадзе подчеркнул, что в этом контексте не обязательно было упоминать Россию.
Представители самопровозглашенных республик выступление Кобахидзе восприняли скептически, особенно в контексте его слов о целостности Грузии. В Цхинвали заявили, что любые разговоры о единстве являются «политической фантазией», поскольку для них этот вопрос решен раз и навсегда. В Сухуми же подчеркнули, что подобные заявления со стороны грузинских властей являются игнорированием реальности, добавив, что «Грузия не готова к диалогу на равных».
Война и мир «Грузинской мечты»: от «позорных» баннеров до «позорного» выступления в ООН