Прошедшие в Молдове президентские выборы, обернувшиеся шоковой терапией для действующей прозападной власти, привлекли внимание всего мира по ряду причин. Одна из них — механизмы, с помощью которых на глазах у изумленной публики будущее отдельно взятой страны определялось путем покупки голосов за наличные.
Президент Майя Санду, не без труда удержавшаяся у власти, обвиняет внешние силы в беспрецедентной атаке на молдавскую демократию путем подкупа избирателей.
Молдавские эксперты говорят, что, если следовать принципу римского права «ищи, кому выгодно», то понять, кто может быть заинтересован в дестабилизации внутри маленькой и экономически слабой Молдовы, нетрудно.
«В условиях, когда Россия находится в международной изоляции, любое государство, которое признает Россию дружественным государством, которое подчиняется ее диктату, — это большое внешнеполитическое достижение России. Поэтому за Молдову бьются изо всех сил. Поэтому здесь тратят деньги», — считает политолог Анатолий Цэрану, бывший посол Молдовы в России.
Главным проводником российского влияния в Молдове официальный Кишинев, его западные партнеры и различные политологи называют беглого олигарха Илана Шора.
Разрешить контент Google YouTube?
Этот материал содержит контент, предоставленный Google YouTube. Мы просим вашего разрешения до загрузки, потому что он может использовать кукис и другие технологии. Вы можете ознакомиться с правилами кукис и политикой личных данных Google YouTube, прежде чем дать согласие. Чтобы увидеть этот контент, выберите “Согласиться и продолжить”.
Внимание: Би-би-си не несет ответственности за контент других сайтов. Контент YouTube может содержать рекламу.
Контент из YouTube окончен
Контент недоступен
Смотреть еще в YouTubeБи-би-си не несёт ответственности за содержание других сайтов.
Это имя давно фигурирует в санкционных списках Госдепа США , ЕС и Швейцарии, а в связи с выборами в Молдове попало в заголовки крупнейших мировых СМИ.
Кто он такой, как именно связан с Москвой и хватит ли его возможностей, чтобы и дальше сбивать Молдову с ее прозападного пути, подталкивая обратно на восток — в сторону России?
Москва идет ва-банк?
Илан Шор и его соратники открыто говорят о своих пророссийских взглядах и стремлениях.
9 мая этого года он вместе со своей ближайшей соратницей Мариной Таубер и своей ставленницей на посту башкана (главы) Гагаузии, маленькой автономии в составе Молдовы, Евгенией Гуцул сидел во время парада Победы на трибуне на Красной площади, куда попадают только по спецприглашению.
Через неделю стало известно, что Шор получил российское гражданство, а еще через пару недель, в начале июня, он вместе с Таубер и Гуцул представлял «Молдавский двор» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где они фотографировались с Владимиром Путиным, Марией Захаровой и идеологом «русского мира» Александром Дугиным.
В сентябре, в разгар предвыборной кампании в Молдове, главное лицо российской пропаганды Маргарита Симонян выложила у себя в телеграме фотографию с Мариной Таубер, назвав ее отважной умницей и красавицей.
«На мой взгляд, такая незавуалированность — признак того, что Москва решила идти ва-банк. Наши переговоры с ЕС набирают обороты, и у нее остается все меньше времени что-то предпринять. Молдова, по сути, стала лабораторией для российских опытов, которые в случае успеха она [Россия] сможет применять где-то еще», — говорит собеседник Би-би-си в молдавском парламенте, попросивший не называть его имени.
Беглый олигарх
Илан Шор родился в 1987 году в Израиле в семье репатрианта из Молдовы, бизнесмена Мирона Шора, уехавшего еще в 1970-х, в первую волну еврейской эмиграции из СССР. В 1990-х, в разгар второй волны, когда Советский Союз покидали миллионы человек, семья Шор двинулась в обратном направлении и вернулась в Молдову.
Успешный бизнес отца в эпоху перемен (бренды одежды и парфюмерии и магазины косметики, объединенные под маркой ShorHolding), наследником которого Илан Шор стал в 18 лет, позволил ему заняться политикой в новой независимой Молдове.
Активной политической деятельностью Шор занялся в 2010-х.
В 2015-19 годах он занимал пост мэра молдавского города Оргеев, который заметно благоустроил. Благодаря различным социальным проектам, Шор застолбил себе электоральный ресурс на будущее среди горожан.
Он и сейчас курирует программу дополнительных выплат пенсионерам в размере 2000 леев (примерно 100 евро). Эти деньги до недавнего времени получали примерно 30 тысяч человек в городах Оргеев и Тераклия и в Гагаузии.
Сейчас ситуация с выплатами осложнилась, молдавские власти блокируют каналы денежных переводов из России в Молдову.
В 2016-м политик создал партию «Шор» и возглавлял ее вплоть до момента, когда в 2023 году она была признана молдавским судом неконституционной и распущена.
Представители партии сохранили свои мандаты в парламенте и продолжили работать как независимые депутаты.
В 2019 году Шор пустился в бега из-за заведенного на него уголовного дела о выводе миллиарда долларов из банковской системы Молдовы в 2014-м.
Разбирательства длились несколько лет, а в апреле 2023 года он был заочно осужден на 15 лет лишения свободы и объявлен в международный розыск.
После недолго пребывания в Израиле Шор осел в России, где и находится в настоящий момент. Там он основал блок «Победа», в который вошли подконтрольные ему молдавские партии, и проводит их съезды в Москве.
В феврале этого года Россия отказалась выдать беглого олигарха Молдове по запросу Интерпола.
Илан Шор живет за пределами Молдовы, но его присутствие в стране чувствуется почти физически.
Из-за рубежа он управляет несколькими СМИ, раньше принадлежавшими молдавским социалистам, поставил во главе Гагаузии своего человека, в 2022 году организовал в Кишиневе целую серию протестов на фоне энергетического кризиса, а сейчас провернул схему, которая чуть не довела Молдову до резкого политического разворота.
«Сеть Шора»
В разгар президентской избирательной кампании в стране появился термин «сеть Шора». Так называют проект беглого олигарха по покупке голосов избирателей.
По данным молдавской полиции, ему удалось поймать в эту «сеть» порядка 130 тысяч граждан Молдовы. Майя Санду после первого тура президентских выборов заявила, что Шор мог купить до 300 тысяч голосов.
Цифры Санду кажутся завышенными даже провластным экспертам, но и 130 тысяч, о которых в октябре говорил глава молдавской полиции Виорел Чернэуцану, — это 10% активного электората.
«Он [Шор] не строит дороги, он не строит больницы, он не строит школ. Он дает деньги людям напрямую, покупая их избирательные права. Понимаете? И это настоящая сеть. Это не политический проект, это коммерческая организация. А у каждой коммерческой инициативы есть цель — получить прибыль. [В данном случае] цель — захват власти», — сказал в интервью Би-би-си независимый депутат парламента Гагаузии Александр Тарнавский.
Масштаб внешнего вмешательства во внутренние процессы страны огромен, констатируют политологи, и это тревожно, но еще тревожнее, что Молдова пока не может этому эффективно противостоять.
По данным молдавских правоохранительных органов, на данный момент Илан Шор потратил на свою «сеть» около 15 миллионов долларов.
Протащить такую сумму в страну, где запрещены денежные переводы из России, трудно. Так появилась обширная курьерская сеть: на протяжении месяцев разные люди — работающие на Шора, а также простые обыватели, которых «попросили», — ввозили в Молдову разные объемы наличности.
В аэропорту Кишинева рейсы из стран, откуда с большой долей вероятности могли прибывать курьеры (главным образом, из Турции и Армении), встречала команда таможенников и собак-ищеек.
«Почти у каждого находились суммы в две, три или семь тысяч евро», — сказал Би-би-си глава таможенной службы кишиневского аэропорта Руслан Александров.
Эти досмотры вызвали бурю негодования у многих граждан Молдовы. Их главный аргумент был в том, что по закону любой человек может ввозить в страну до 10 тысяч евро без декларации.
Контраргумент правоохранителей такой — в своих действиях они руководствовались данными разведки и обоснованными подозрениями: провоз больших сумм людьми разных социальных групп из стран, откуда такой приток наличности раньше никогда не наблюдался, начался в определенный момент времени, который совпал с активной фазой предвыборной кампании.
Еще один канал перевода денег Шора в Молдову был налажен через российский «Промсвязьбанк», который заблокирован на территории Молдовы, но продолжает работать в пророссийском Приднестровье, где через банкоматы средства обналичиваются.
Несмотря на усилия молдавских властей, которые включали многочисленные обыски в партиях и организациях, аффилированных с Шором, изъятие компьютеров и аресты, им не удалось парализовать деятельность «сети Шора».
25 октября сразу в несколько редакций молдавских СМИ пришло электронное письмо с анонимного адреса с прикрепленным к нему документом, в котором перечислены почти 3800 имен.
По информации анонимного отправителя, который представился офицером молдавских спецслужб, все эти люди, включая мэров городов и советников разных уровней, сотрудничали или сотрудничают с Иланом Шором.
Молдавские правоохранители проверяют достоверность этой информации, но и без того понятно, что для воплощения подобных схем, когда необходимо личное общение с гражданами, чтобы предложить, а главное передать денежные суммы, нужны, как минимум, сотни подручных на местах.
И эти люди — не чужаки. В преддверии выборов Молдова сильно ограничила въезд в страну с российскими паспортами или паспортами тех стран, где, по мнению молдавских властей, Россия может вербовать своих агентов, как Беларусь и Армения, например.
«Проблема Молдовы в том, что мы бедное государство, мы бедное общество. А в бедном обществе за малые деньги можно купить политическую ориентацию легко. В устоявшимся обществе с высоким материальным потолком деньги не очень-то решают. Там люди имеют достоинство, у них политическое сознание развито. В бедных обществах этого нет. И поэтому здесь даже маленькие деньги могут творить политические чудеса», — говорит политолог Анатолий Цэрану.
О том, как работает схема Шора, — как находят людей для подкупа и сколько получают региональные помощники Шора — подробно описано в расследовании издания Ziarul de Gardă. Его журналистка Мариуца Нистор внедрилась в сеть Шора и в течение трех месяцев наблюдала за ее деятельностью.
По ее словам, большинством людей, которые продают свои голоса, движут не идейные соображения, а экономические, и если бы не деньги, они вообще не участвовали бы в выборах.
«[Участие в „сети Шора“] объясняется бедностью. Там в основном пенсионеры и малоимущие. Они сами говорят: „я здесь ради обещанной выплаты“. Ни в какие российские принципы они не верят. […] Я увидела, что эта схема может работать, только пока на нее выделяют деньги, больше людей никак туда не зазвать», — рассказала Мариуца Нистор в интервью Би-би-си.
По словам журналистки, один из главных моментов, который ее впечатлил, это наличие коррупции внутри коррупционной схемы. Часть поступающих от Шора денег просто теряется в недрах «сети». Ей самой, по ее словам, была обещана одна сумма за ее функции в пирамиде, а заплачена меньшая.
Благодатная почва для Шора
Сейчас ситуация в Молдове для прозападного лагеря напоминает пресловутый стакан с водой, который не то наполовину полон, не то наполовину пуст.
Да, Майя Санду удержалась на посту президента и референдум по евроинтеграции, пусть и с минимальным отрывом, но закончился в пользу Европы.
Это не может не радовать саму Санду, ее партию PAS и их сторонников. Но чувства удовлетворения от этой победы у них нет.
У Шора получилось сделать ее фактически вымученной, а заодно показать, что в настоящий момент у молдавской власти нет эффективных механизмов для борьбы с влиянием извне.
По мнению экспертов, усилия Шора упали на благодатную почву, созданную не без участия молдавской власти.
Невыполненные обещания по реформированию правовой системы, искоренению коррупции и повышению уровня жизни, а вместо того взлетевшие до небес счета за коммунальные услуги и на медикаменты не способствуют симпатиям к действующей власти.
«В силу этих обстоятельств огромное количество людей недовольны. Они не увидели настоящих изменений, настоящей смены парадигмы. И поэтому недовольство властью проявилось в том числе и на референдуме», — считает Анатолий Цэрану.
Кроме того, считает политолог, дело еще и в том, что молдавское общество так и не вышло из информационного поля России. Даже этнические молдаване, знающие русский язык, по его словам, подвержены российской пропаганде. А контрпропаганды в Молдове почти нет, потому что на нее нужны огромные средства.
«Одна из лучших дорог в Республике Молдова — дорога в Гагаузию. Она была построена на европейские деньги, а 98% гагаузов проголосовало против Европейского Союза. Они голосуют за Россию. Это чтобы понимать, в каком состоянии находится молдавское общество», — говорит Цэрану.
«В свое время в Молдове построили отличную дорогу на американские деньги, в рамках так называемой программы „Миллениум“. А все села вдоль этой дороги проголосовали на парламентских выборах за социалистов, которые выступают за связи с Россией, а не с Западом. И это парадокс Молдовы. Это парадокс местной коллективной ментальности», — продолжает эксперт.
Илан Шор отказался дать комментарий Русской службе Би-би-си, но принял участие в эфире англоязычной программы Би-би-си Newshour.
В беседе он признал, что спонсирует ряд политических кампаний, связанных с проевразийским курсом для Молдовы, но заявил, что никогда никому не платил за участие в протестах или голоса на выборах.
На вопрос ведущего о том, как же быть со свидетельствами различных расследований, которые говорят об обратном, Шор призвал не верить молдавским властям, устроившим на него политическую травлю в виде уголовного дела.
В конце эфира Илан Шор заявил, что хотя и живет в Москве, считает себя молдавским политиком, всю свою деятельность осуществляет на собственные деньги и никаких контактов с Кремлем не имеет.