Site icon SOVA

«Как небо и земля»: слова Кобахидзе о выборах в Грузии и Молдове рассорили две страны

465607260 952473163580364 7217356644274946672 n политика featured, Грузия-ЕС, Грузия-Молдова, Грузия-Россия, Грузия-Украина

Министерство иностранных дел Молдовы 12 ноября вызвало для разъяснений временного поверенного в делах Грузии в Кишиневе Давида Бочоришвили. Поводом стали последние заявления грузинского премьера Ираклия Кобахидзе относительно внутренних процессов в республике.

МИД проинформировал дипломата о глубоком недовольстве молдавской стороны искаженной и непоследовательной манерой, в которой премьер-министр Грузии в своем публичном выступлении описал евроинтеграцию Кишинева и избирательный процесс в стране.

«Мы хотели бы отметить, что отношения сотрудничества и традиционная дружба между Республикой Молдова и Грузией, а также цели, которые каждое из наших государств преследует в процессе европейской интеграции, должны преобладать», — говорилось в сообщении, опубликованном на сайте ведомства.

Такой реакции предшествовала реплика Ираклия Кобахидзе, озвученная им на саммите лидеров Европы в Будапеште. Премьер выразил сомнения в прозрачности молдавских выборов, отметив, что «если уж и расследовать нарушения, то лучше начинать с Молдовы».

Речь Кобахидзе, в свою очередь, стала реакцией на заявление президента Франции Эмманюэля Макрона, который коснулся ситуации в двух постсоветских странах:

«События последних недель показали, что европейская демократическая модель также находится в опасности. В Грузии и Молдове произошло несколько атак, кибератак, подкупов избирателей, манипуляций. На это указывают все наблюдатели».

При этом президент Франции поздравил свою молдавскую коллегу Майю Санду с переизбранием, но воздержался от поздравлений в адрес грузинского премьера.

В ответ Кобахидзе назвал разный подход Евросоюза к Тбилиси и Кишиневу «грубой несправедливостью».

«Молдова – страна, где только 45% непосредственно молдавского населения поддерживают интеграцию в Евросоюз. Молдова является членом СНГ, Молдова не ввела санкций, так же, как мы, и в это время вы можете увидеть, что существует другое отношение к Молдове и другое отношение – к Грузии. Это явная несправедливость. Где можно увидеть большую несправедливость, чем эта? Налицо очевидная и однозначная грубая несправедливость», — сказал Кобахидзе журналистам по итогам первого дня саммита.

Премьер Грузии также усомнился в честности президентских выборов и референдума о вступлении в ЕС, которые прошли в Молдове. Он, в частности, обратил внимание на вопросы к тайне голосования.

«Это небо и земля с точки зрения качества», — сказал политик, имея в виду электоральные процессы в Грузии и Молдове.

Изгой европейского саммита: почему визит премьера Грузии в Будапешт не наладил отношений с ЕС

Нападки со стороны правительства «Грузинской мечты» на Молдову начались после критического заявления главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля. В ходе пресс-конференции после встречи министров иностранных дел ЕС в середине октября Боррель отметил, что ситуация в Грузии на фоне приближающихся выборов хуже, чем в Молдове.

Тогда же глава европейской дипломатии заявил, что Россия активно пытается подорвать избирательные процессы и в Молдове, однако подчеркнул, что «картина в Грузии мрачнее». Боррель указал на недавние действия и предвыборные заявления грузинского правительства, которые, по его словам, не только отдаляют страну от европейского пути, но и сигнализируют о возможном переходе к авторитаризму.

Заявление Жозепа Борреля было болезненно воспринято «Грузинской мечтой». И судя по всему, в правящей партии решили защитить свою репутацию на международной арене, прибегнув к нападкам на выборы в Молдове и критику ее внешней политики.

Премьер Кобахидзе тогда назвал сравнение Грузии и Молдовы оскорбительным, отметив, что Тбилиси по всем параметрам опережает Кишинев. Критически оценили лидеры правящей «Мечты» и президентские выборы, которые прошли в Молдове на неделю раньше, чем парламентские в Грузии. Ираклий Кобахидзе тогда подчеркнул, что грузинскому народу и руководству страны «сыплют пепел в глаза», заявляя, будто это не Грузия, а Молдова достойна статуса кандидата и открытия переговоров с ЕС.

«Молдова не прошла ни одного теста на демократию на этих выборах. Сначала они сняли кандидатов под предлогом, высосанным из пальца. <…> Они [Евросоюз] ставят Молдову впереди нас – Молдову, которая провела такие выборы. И если вообще какие-либо заявления должны делаться, то только в адрес Молдовы».

Кобахидзе посетовал, что Кишинев до сих пор является членом СНГ, но Брюссель критикует именно Тбилиси.

«Это позор!», — сказал премьер, заверив, что, как только закончится война в Украине и пройдут парламентские выборы, «справедливость будет восстановлена».

То заявление Ираклия Кобахидзе продемонстрировало болезненную реакцию «Грузинской мечты» на опубликованное накануне обращение министров по делам Европы 13 стран-членов ЕС. В нем они в очередной раз подчеркнули: Грузия не сможет стать членом Евросоюза, если правительство не изменит свой курс.

Правильная сторона истории: депутат «Мечты» припомнила Германии прошлое

 

Тбилиси-Киев/Кишинев – больше не друзья

До Молдовы правительство «Грузинской мечты» значительно ухудшило отношения с Украиной – еще одной страной т. н. Ассоциированного трио (трех постсоветских республик, подписавших с ЕС Соглашения об ассоциации). Кризис начался на фоне возвращения в Грузию экс-президента, ныне гражданина Украины Михаила Саакашвили. Когда политик был арестован, киевские власти призвали передать его Украине, чьим гражданином он является. Но этого так и не последовало.

Эскалация конфликта наступила после полномасштабного вторжения России в Украину. Правящая «Грузинская мечта» выбирала осторожные выражения в адрес Кремля, осуществившего агрессию. Несмотря на то, что Тбилиси присоединился к международным санкциям, власти отказались от индивидуальных мер, обусловив этот шаг нежеланием иметь экономические проблемы.

По мере продолжения войны риторика «Грузинской мечты» в адрес Киева становилась все более жесткой. В начале правительство обвинило власти Украины в желании открыть второй фронт в Грузии. Затем и вовсе заявило, что в Украине проходили тренинги для подготовки диверсионных групп, цель которых – организовать «грузинский Майдан».

При этом отношения Тбилиси с третьей страной Ассоциированного трио – Молдовой – долгое время находились на уровне если не дружеских, то по крайней мере нейтральных.

Тбилиси-Кишинев: общие вызовы

После распада СССР две Грузию и Молдову часто сравнивали: схожие демографические показатели, близкий уровень экономического развития, приблизительно одинаковые территории и главное – общие вызовы, связанные с российским влиянием. Грузия потеряла контроль над Абхазией и Южной Осетией, а Молдова – над Приднестровьем. На оккупированных территориях обеих стран сейчас находятся российские военные базы.

И в Грузии, и в Молдове Россия по-прежнему прилагает все усилия для сохранения своего влияния. Отношения Тбилиси с Москвой резко ухудшились после прихода к власти прозападного молодого политика Михаила Саакашвили. В 2006 году в Грузии арестовали граждан России, обвиненных в работе на ГРУ. В ответ Кремль организовал массовую депортацию граждан Грузии. В качестве наказания Россия также ввела запрет на импорт грузинских товаров, включая вино, минералку и сельскохозяйственную продукцию. По официальным заявлениям, эти товары не соответствовали стандартам качества.

Молдавско-российские отношения, несмотря на приднестровский кризис, долгое время оставались относительно стабильными. При этом в Молдове Москва использовала схожие методы давления: манипулировала ценами на газ и ограничивала импорт молдавских фруктов, ссылаясь на обнаруженных в них вредных насекомых.

В отличии от Тбилиси, кардинальный пересмотр отношений с Кремлем в Кишиневе произошел на фоне войны в Украине. Молдовские власти однозначно поддержали Киев и присоединились к антироссийским санкциям.

Важно отметить, что на момент подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в 2014 году Грузия считалась лидером по многим показателям среди стран Ассоциированного трио. В 2012-м экс-президент Михаил Саакашвили мирным путем передал власть партии олигарха Бидзины Иванишвили. До этого в стране было проведено множество важных демократических реформ. Правительство «Грузинской мечты» в первые годы правления также безоговорочно поддерживало интеграцию в евроатлантические структуры. В 2017 году это стремление даже было подтверждено на конституционном уровне. Поправки в 78 статью закрепили курс страны на вступление в ЕС и НАТО как стратегическую цель.

Однако последние годы «Грузинская мечта» позволяет себе все более резкие высказывания в адрес западных партнеров, а на фоне сближения между Тбилиси и Москвой ЕС официально приостановил процесс евроинтеграции.

Дипломатические усилия Молдовы, напротив, в последнее время активно направлены в сторону развития партнерства с западными странами и укрепления связей с Евросоюзом. В конце прошлого года Кишинев начал официальные переговоры о вступлении в ЕС и рассчитывает к 2030 году стать полноправным его членом. Прошедшие недавно в стране выборы и референдум лишь подтвердили эти намерения.

[ФАКТ или ФЕЙК] РФ пропаганда об «украинских снайперах» на акции в Тбилиси

Exit mobile version