Приговор по делу жителя Орла Ивана Толпыгина подтверждает, что ФСБ использует схему, при которой ее сотрудники, представляясь украинцами, склоняют россиян к госизмене.Сотрудники ФСБ, выдавая себя за украинцев, выходят на связь с антивоенно настроенными россиянами, дают им «задания», а после этого возбуждают против них уголовные дела по статьям о преступлениях против госбезопасности. Такие выводы публикуют в четверг, 14 ноября, сотрудники правозащитного проекта «Первый отдел».
Адвокаты проанализировали приговор суда по делу жителя Орла Ивана Толпыгина и констатируют, что этот документ подтверждает существование подобной схемы.
Дело Ивана Толпыгина
15 июля 2024 года Иван Толпыгин был приговорен к четырем годам колонии общего режима и штрафу в 500 тысяч рублей за то, что «установил и поддерживал отношения» с неназванным «представителем Украины».
«Из приговора следует, что никакого «представителя Украины» на самом деле не существовало. Толпыгин общался в интернете с человеком, который действовал по заданию ФСБ», — подчеркивают правозащитники. Они цитируют приговор за подписью судьи Валерия Маркова, в котором говорится, что обвиняемый договорился с «пользователем Тимуром» «поддерживать в тайне от органов государственной власти отношения сотрудничества (…) в целях совместного осуществления деятельности против безопасности Российской̆ Федерации».
«При этом фактически пользователь “Тимур” действовал в рамках проводимого сотрудниками УФСБ России (…) оперативно-розыскного мероприятия «оперативный̆ эксперимент”, о чем Толпыгин И.А. осведомлен не был», — указано далее в документе.
Согласно приговору Орловского суда, «пользователь Тимур» спровоцировал Ивана Толпыгина на отправку координат военных объектов и сведений, которые содержат «информацию, создающую условия для причинения ущерба безопасности Российской̆ Федерации».
Комментируя это дело, адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов заявил, что в данном случае действия ФСБ — «это не оперативно-розыскные мероприятия, а склонение к преступлению, запрещенное законом РФ». По мнению адвоката, российские власти также неправильно квалифицировали деяние Толпыгина. Поскольку он на деле не общался с представителем иностранного государства, «вменить ему можно разве что покушение на совершение преступления, а не оконченный состав». «Данный факт уменьшает максимальный срок и должен быть оценен в приговоре», — указывает правозащитник.
Общество «Мемориал» признало Ивана Толпыгина жертвой политических репрессий.
По данным «Первого отдела», десятки, а возможно и сотни, уголовных дел, связанных с «госизменой» и «конфиденциальным сотрудничеством», возбуждаются после провокаций сотрудников ФСБ или людей, связанных со спецслужбой. «Жертвами провокаций становятся пользователи соцсетей (чаще всего «ВКонтакте» и «Телеграм»), состоящие в антивоенных и оппозиционных пабликах. Провокаторы из ФСБ добавляются в друзья или навязывают общение. Как правило, сначала они ведут разговор на отвлеченную тему, но потом начинают задавать вопросы о войне, делая вид, что придерживается аналогичных взглядов, и провоцируют на все более радикальные ответы и противозаконные действия», — предупреждают правозащитники.