70776049 403 Deutsche Welle Курская область

«Там все разбито»: жизнь рядом с Курской областью

После начала Курской операции ВСУ в августе 2024 года Сумская область превратилась в прифронтовую. DW поговорила с местными жителями о том, как изменилась жизнь в регионе.Во дворе Сергея чисто и аккуратно, гуляют куры и утки. Вместе с хозяином, гостей встречают собака Герда и кот Барон. Все жители здесь — переселенцы из села Студенок на самой границе с Россией в Сумской области. Зимой 2024 года обстрелы пограничных районов участились, и Сергей с семьей решили уезжать вместе со всем хозяйством. В течение нескольких месяцев вывозили сельскохозяйственную технику, домашних животных, скот, мебель и вещи. Пришлось оставить пять гектаров земли и собственноручно построенный дом.

«КАБами разбили полсела»

Семья Сергея переехала относительно недалеко от дома — в село Чернеча Слобода, тоже на Сумщине, в 50 километрах от российской границы. В этом селе родственники Сергея предложили временно пожить в пустующем доме. «Здесь не слышно, что стреляют. Летают «шахеды», но здесь гораздо тише», — говорит теща Сергея Татьяна. Раньше она жила в 50 метрах от границы с РФ.

Родители Сергея остались в Студенке. Мужчина наведывается к ним на выходных, каждый раз замечая все большие разрушения в родном селе. С августа 2024 года, когда началась Курская операция ВСУ и Сумская область превратилась в прифронтовую, минометных обстрелов стало меньше, но российские военные начали наносить удары корректируемыми авиабомбами (КАБ), говорит Сергей: «У нас за полдня разбили КАБами полсела».

Леонид Билык, глава Дубовязовской территориальной громады, в которую входит новый дом Сергея, видит результаты более интенсивных обстрелов по количеству соискателей убежища: «Хоть раньше пограничье и обстреливали минометами, но желающих переехать к нам было очень мало. А с августа, когда начали КАБами обстреливать, многие звонят по телефону, интересуются, ищут жилье». Местные власти предлагают людям приобрести свободные дома или арендовать жилье, оплачивая только коммунальные услуги.

Эвакуация в Сумской области

«Обстрелы здесь почти каждый день, и они бессистемны. Прилеты хаотичны. (Российские войска — Ред.) просто кошмарят население», — так полицейский Игорь Борко описывает ситуацию в пограничных районах Сумской области. Игорь — член спецподразделения «Белый ангел», которое занимается эвакуацией гражданского населения из прифронтовых регионов. DW общается с экипажем «ангелов» по дороге в город Ворожба менее чем в 10 километрах от границы, откуда полицейские должны вывезти ребенка.

В более чем сотне сел и городов Сумской области объявлена ​​обязательная эвакуация. В Ворожбе, как и еще в 90 населенных пунктах, — принудительная эвакуация детей. Полицейские отмечают: это не означает, что несовершеннолетних отбирают силой, но родителей могут через суд привлечь к ответственности в случае отказа вывезти ребенка.

В то же время местные не охотно покидают дома. «У нас была семья — мать и четверо или пятеро детей. Они отказывались выезжать, пока в их дом не прилетело. А потом сами звонят по телефону: «Вывезите нас, пожалуйста!», — рассказывает полицейская Алена Ставицкая, одна из «Белых ангелов».

Как эвакуируют детей из пограничья Сумщины

Полицейские, которых сопровождает DW, еще два месяца назад перенимали опыт эвакуации у коллег в Покровске и Курахово Донецкой области. Теперь они вынуждены применять знания на родине, в Сумской области. Их автомобиль с бронированной капсулой оснащен РЭБ. Экипаж постоянно посматривает на небо — нет ли враждебных FPV-дронов. В начале октября во время эвакуации на авто «ангелов» беспилотник сбросил боеприпас — тогда полицейские отделались контузиями.

В Ворожбе экипаж быстро разгружается у дома, где забирает 15-летнюю Настю. Полицейские надевают на нее легкий бронежилет и каску. Девочку сопровождают специалисты по социальной работе Ворожбянского городского совета. Они объясняют, что заботятся о семье Насти, которая находится «в сложных жизненных обстоятельствах».

Настя поедет в санаторий Ивано-Франковской области. В Ворожбе остаются мама Ирина и 18-летний брат Саша. Ирина плачет, прощаясь с дочерью. Соцработницы напрасно успокаивают женщину, уверяя, что Насте будет лучше в санатории и что она уезжает не навсегда. В то же время, как долго девочка пробудет на западе Украины, точно неизвестно, потому что это зависит от ситуации в Сумской области.

Сумы под обстрелами «шахедов» и КАБов

По данным начальника Сумской областной военной администрации (ОВА) Владимира Артюха, из опасных районов области уже эвакуированы 39 тысяч человек, в том числе семь тысяч детей. Как отметил Артюх в разговоре с DW, большинство из выезжающих остаются в пределах области.

В то же время начальник ОВА признает, что ситуация в регионе «напряженная»: «В 2024 году количество обстрелов выросло втрое. Враг чаще применяет авиационные боеприпасы, FPV-дроны, ракеты». Во время интервью с Артюхом в Сумах корреспондент DW слышит пулеметные очереди сбивающих «шахеды» мобильных огневых групп. До областного центра также начали доставать управляемые авиабомбы.

На первый взгляд в Сумах бурлит жизнь, но на оживленных улицах видны следы от прилетов. «Сумы понемногу разъезжаются, — констатирует водитель автобуса Вячеслав, занимающийся перевозками в столицу Украины, — в Киев едут больше пассажиров, обратно — меньше».

Клиническая больница святого Пантелеймона, несколько корпусов которой существенно повредили удары «шахедов» 28 сентября, тоже ощутила отток персонала. В результате прилетов по медицинскому учреждению погибли 10 человек, среди них двое медиков. После этого трое работников выехали за пределы области, рассказывает директор больницы Владимир Поцелуев, но большинство «держится» и продолжает работать.

Ирина Чечнева, заведующая отделением кардиологии, рассказывает, что медсестра отделения, которая дежурила во время удара по больнице, получила контузию и психологическую травму: «Боится возвращаться на работу. Только вспоминает — сразу в слезы». Сама Ирина признает, что ей тоже страшно работать в полуразбитом здании, но она не собирается уезжать: «Я люблю этот город, район, больницу. Если останется одна земля, тогда я уеду».

Удары по энергообъектам в Сумской области

Жизнь в области осложняется перебоями с электричеством. Тогда как в остальных регионах Украины аварийные отключения не применялись, в Сумской области это не редкость. По данным «Сумыоблэнерго», с начала полномасштабного российского вторжения в области повреждены полторы тысячи энергообъектов, 80 объектов стали целями российских ударов только в течение октября 2024 года.

Проблемы с электричеством приводят к регулярным перебоям с водоснабжением и отоплением. В результате обстрела 28 октября Сумы на несколько дней остались без тепла, так как из-за отсутствия электроэнергии остановились котельные. В Шостке и Шосткинской общине на севере области не смогли начать отопительный сезон из-за разрушения котельных. В середине ноября в городе стали устанавливать генераторы и котельные на дровах и биотопливе.

Чаще всего целями российских обстрелов становятся небольшие подстанции недалеко от границы, ведь их сложнее всего защитить. На одном из таких объектов, где побывала DW, две управляемые авиабомбы разрушили трансформаторы и практически все оборудование. Трансформаторы были защищены бетонными плитами на случай артиллерийских обстрелов, но не от более мощных снарядов. «От прямого попадания бомбы или ракеты такая защита не помогает, — объясняет мастер участка «Сумыоблэнерго» Сергей Цыганчук. — Одна из бомб попала как раз в эту защиту, разрушила ее, и оборудование посекло еще и бетонными осколками».

Что происходит в Курской области

Неподалеку от украинско-российской границы DW также встречается с экипажем боевой машины пехоты М2 Bradley, который только что вернулся на отдых после боев в соседней Курской области. 20-летний командир экипажа с позывным «Кач» говорит, что ему приятно работать на российской территории. «Все происходящее на их земле остается у них», объясняет «Кач», россиянин по происхождению.

Парень родился в Санкт-Петербурге, а когда ему было 10 лет, родители переехали в Украину. После начала полномасштабного вторжения «Кач» подписал контракт с ВСУ. С тех пор участвовал в контрнаступлении в Запорожской области в 2023 году, недавно — в боях под Покровском Донецкой области.

По словам «Кача», война в Курской области отличается постоянным давлением пехоты противника и еще большим засильем FPV-дронов. От беспилотников, говорит военный, защищает «мангал» — сетка над его БМП — и надежная броня Bradley, однажды выдержавшая удары семи FPV за один боевой выезд. Несмотря на усталость и сложную ситуацию по всей линии фронта «Кач» категорически против любых мирных переговоров с Россией. На вопрос о наступлении россиян в Курской области и привлечении солдат из Северной Кореи парень пожимает плечами: «Если идут на нас — будем отбиваться».

Итоги трех месяцев Курской операции

Подводя итоги трех месяцев Курской операции ВСУ, главнокомандующий Александр Сырский заявил, что она была превентивной, поскольку с мая 2024 года украинская разведка знала о подготовке наступления РФ на Сумскую область. По состоянию на 5 ноября 2024 года, на Курском направлении российская армия потеряла более 20 тысяч человек убитыми и ранеными и более тысячи единиц техники, отчитались в Генштабе ВСУ. «Сейчас Россия стремится, чтобы украинские войска вышли с этой территории (в Курской области — Ред.)», — отметил Сырский.

«Было ожидаемо, что враг увеличит количество обстрелов Сумщины», — говорит начальник Сумской ОВА Владимир Артюх. Он отмечает, что на некоторых участках приграничья уменьшились обстрелы артиллерией, однако на область стало лететь больше ракет, КАБов и «шахедов». В то же время Артюх убежден, что операция в Курской области была необходимым ударом на опережение.

Между тем переселенец Сергей и его семья не планируют возвращаться в родную деревню Студенок на границе с Россией. «Там просто ничего не осталось. Там все разбито: нет людей, школы, работы. Смысла возвращаться нет», — по-взрослому размышляет дочь Сергея — 11-классница Екатерина. Девушка пошла в новую школу, дальше планирует учиться на стоматолога в Сумах.

Сергей устроился на работу на местную ферму, его жена Наталья — продавщицей в магазине. «Сложно, там детство прошло, — вспоминает родное село Сергей. — Но будем привыкать. Хорошо, что работа есть, скучать некогда. На работе я отвлекаюсь и все нормально». Семья планирует накопить денег на собственный дом в Чернечей Слободе и заводить хозяйство на новом месте.

Deutsche Welle

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Deutsche Welle