Немецкие комментаторы объясняют телефонный разговор главным образом тем, что в Германии началась избирательная кампания. Одни говорят о «правильном шаге», другие о «заискивании».Канцлер Германии Олаф Шольц (Olaf Scholz) 15 ноября впервые почти за два года провел телефонный разговор с российским президентом Владимиром Путиным. Их длившаяся около часа беседа о войне в Украине и путях ее прекращения состоялась на фоне правительственного кризиса в Берлине, начавшейся в ФРГ избирательной кампании и в преддверии отлета германского лидера на саммит G20 в Бразилии. Немецкие СМИ разошлись в оценках состоявшегося разговора.
Шольц борется за избирателей ССВ и АдГ
«Правильный шаг». Так озаглавлен подробный комментарий на сайте tagesschau – новостной программы общественно-правовой телерадиокомпании ARD (первый канал телевидения ФРГ). Ее бывший корреспондент в Москве Демиан фон Остен (Demian von Osten) называет четыре причины, почему он считает заранее готовившийся звонок в Кремль оправданным и своевременным.
Первая — внутриполитическая. Недавние региональные выборы в Восточной Германии, напоминает автор, показали, что людей волнуют вопросы войны и мира: «Многие избиратели отдали свои голоса ССВ, который требует больше дипломатических инициатив для прекращения войны».
Речь идет о «Союзе Сары Вагенкнехт». Перед досрочными федеральными выборами Шольц решил не отдавать тему на откуп как этой левопопулистской партии, так и правопопулистской «Альтернативе для Германии» (АдГ), считает комментатор. «Канцлер может теперь сказать: я ведь разговариваю с Путиным, — пишет Демиан фон Остен. — В избирательной кампании это Шольцу не помешает».
Второй причиной, почему разговор с Путиным был правильным и важным шагом, является предварительное обсуждение этого звонка с союзниками и партнерами, продолжает журналист ARD: «Так что это была согласованная акция, а не наивные действия в одиночку».
«В-третьих: после избрания Дональда Трампа президентом США это был умный ход — не предоставлять ему первым за долгое время возобновлять контакт с Путиным», — говорится в комментарии.
«В-четвертых: это был еще и сигнал для самой России. Там без Путина никакие решения приниматься не будут. Для того, чтобы как-то закончить эту войну, придется разговаривать с Путиным. Заставить его сесть за стол переговоров — это ведь и требование Зеленского. Шольц с помощью телефонного разговора хотя бы немного подготавливает это, а потому он идет правильным путем», — уверен комментатор ARD.
Канцлер попал в пропагандистскую ловушку Кремля?
Иного мнения придерживается Der Spiegel. Публикация на сайте этого леволиберального политического еженедельника озаглавлена «60 отрезвляющих минут». Ее авторы – шеф-репортер издания Маттиас Гебауэр (Matthias Gebauer) и глава московского бюро Кристина Хебель (Christina Hebel).
«То, что Путин предлагал во время разговора, нацелено на капитуляцию Украины. В Кремле знают, что Шольц вряд ли согласится на такого рода переговоры. Но там также знают, что Шольцу предстоят досрочные выборы, которые могут привести к потере кресла в ведомстве федерального канцлера. В Москве его считают хромой уткой — главой правительства, который ничего уже не решает», — пишет еженедельник.
По мнению авторов статьи, звонок Шольца пришелся Путину весьма кстати и хорошо годится для пропаганды внутри России. «Путин показывает, что западные главы правительств вновь хотят говорить с ним. Российские государственные СМИ подчеркивали, что именно Шольц попросил о телефонном разговоре. Неужели Шольц попал в пропагандистскую ловушку Кремля?», — задаются риторическим вопросом журналисты Der Spiegel.
Они объясняют его действия главным образом внутриполитическими мотивами: намеченными на 23 февраля 2025 года досрочными выборами в бундестаг, которые могут обернуться поражением для социал-демократов. Перед выборами в Европейский парламент в начале лета Олаф Шольц пытался предстать в образе «канцлера мира» и упирал на то, что он проводит благоразумную политику, напоминает еженедельник и приходит к следующему выводу: «Дипломатический успех в вопросе Украины явно пошел бы на пользу канцлеру во время избирательной кампании. Однако его разговор с Путиным показывает, что рассчитывать на прогресс не стоит».
Демонстрация дееспособности лидерам G20
«Шольц изображает из себя «канцлера мира», — считает и левая газета taz: «В Германии — избирательная кампания, и Шольц непременно хочет подать политический сигнал населению страны». Издание называет звонок в Москву «заискиванием перед Путиным» и упрекает канцлера в том, что он игнорирует очевидное: «Что бы Путин ни болтал про «готовность к переговорам», целью России по-прежнему остается политическое покорение Украины».
Практически все ведущие немецкие СМИ подробно сообщили о реакции украинского президента Владимира Зеленского, считающего, что своим звонком в Москву канцлер ФРГ открыл ящик Пандоры, так что теперь «могут быть другие разговоры, другие звонки», и Россия сможет представить это как ослабление своей международной изоляции.
Столичный корреспондент общественно-правой телекомпании ZDF (второй канал телевидения ФРГ) Вульф Шмизе (Wulf Schmiese) в вечерней информационно-аналитической программе heute-journal указал и на такой мотив звонка Шольца Путину: «Будучи канцлером развалившегося правительства, он отправляется сейчас на саммит G20 в Рио-де-Жанейро. Там он встретится с лидерами таких государств, как Китай, Индия, Бразилия. Все они занимают, мягко говоря, нейтральную позицию в отношении конфликта в Украине».
По мнению комментатора, канцлер, который фактически утратил власть внутри страны, «хочет продемонстрировать на международной арене свою дееспособность», указав на то, что только что говорил с Путиным.