Site icon SOVA

Власти Чехии вспомнили о заслугах экс-диссидентов, подняв им пенсии

70818357 403 Deutsche Welle чехия

Через 35 лет после «бархатной революции» правительство Чехии повысило пенсии бывшим диссидентам и снизило отставным функционерам коммунистического режима. DW рассказывает о причинах этого.Петрушка Шустрова была в прошлом известной чешской журналисткой, переводчицей и экспертом по Восточной Европе. Давно достигнув пенсионного возраста, полностью уйти на заслуженный отдых она не смогла. «Мне придется работать до конца своих дней, — смиренно делилась Шустрова. — Потому что я просто не смогу сводить концы с концами на свою пенсию».

В период так называемой нормализации в Чехословакии, начавшийся после подавления «Пражской весны» в августе 1968 года и продолжавшийся до падения коммунистического правления в стране 17 ноября 1989 года, Шустрова входила в группу диссидентов и активных противников режима. Она стала одним из первых подписантов, а затем и представителем «Хартии-77» — сначала документа, а потом гражданского движения, лидером которого являлся будущий президент Чехии Вацлав Гавел.

За свою деятельность в качестве активистки «Хартии-77» Шустрова была на несколько лет отправлена за решетку. В 1980-е она была одной из самых заметных чешских диссидентов, и в течение семи лет ей вообще не разрешали работать. После снятия запрета она могла выполнять лишь неквалифицированную и очень плохо оплачиваемую работу. Сотни диссидентов тогда постигла та же участь, что и Шустрову. В результате они долгое время практически не имели возможности получать нормальную пенсию.

Низкие пенсии для бывших чешских диссидентов, высокие — для экс-чиновников

До сих пор Чешское управление соцобеспечения (ČSSZ) автоматически пересчитывало бывшим диссидентам их трудовой стаж и имевшиеся зарплаты в пенсии. Однако, поскольку в коммунистическую эпоху противники режима не имели регулярных доходов или получали их в очень малом размере, пенсии диссидентов оказывались низкими. Многие из них жили в нищете либо были вынуждены продолжать работать после достижения преклонного возраста.

В отличие от них, активные сторонники прежних властей — отставные офицеры и сотрудники госбезопасности, а также представители правившей элиты — могли наслаждаться высокими пенсионными выплатами. Не говоря уже об огромных личных состояниях, сколоченных за сорок лет коммунистического правления. В собственности у многих остались виллы стоимостью на миллионы евро, которые им было позволено сохранить даже после 1989 года.

Такая очевидная несправедливость стала результатом намеренно мягкого обращения демократических правительств Чехии с функционерами прежнего режима после его краха. Оно было частью стратегии «бархатной революции», которая завершилась соглашением о мирной передаче власти и быстром переходе страны к демократии.

Кроме того, многие в то время еще молодые высокопоставленные деятели коммунистического режима извлекли выгоду из начавшейся вскоре приватизации, став успешными и богатыми бизнесменами. Среди них — бывший премьер-министр Чехии, миллиардер Андрей Бабиш.

Активисты «Хартии-77» добились повышения пенсий экс-диссидентам

В 2023 году два диссидента, подписавшие в свое время «Хартию-77», обратили внимание на эту продолжавшуюся несправедливость. Иржи Грунторад и Джон Бок начали голодовку в Праге перед зданием чешского правительства, требуя повышения пенсий для себя и своих товарищей, которые попали в аналогичную ситуацию. «Эти люди часто сидели в тюрьмах или были изгнаны из страны. То, что сейчас они вынуждены просить деньги, — это абсурд», — заявил тогда Грунторад.

Только после этой громкой акции дело сдвинулось с мертвой точки. Правительство премьер-министра Петра Фиалы, связывая себя с наследием «бархатной революции», начало решать проблему. Власти изменили законодательство о соцобеспечении, которое оставалось несправедливым по отношению к бывшим диссидентам. Нескольким сотням противников коммунистического режима пенсию повысили до средней по стране — это почти 800 евро в месяц, что стало для них значительным улучшением положения.

Однако для Петрушки Шустровой было уже слишком поздно — она скончалась незадолго перед этим в возрасте 76 лет.

Власти Чехии внесли поправки в пенсионное законодательство

Повышение пенсий в общей сложности коснется 430 экс-диссидентов, пояснил министр труда и социальных дел Чехии Мариан Юречка 17 ноября, в 35-ю годовщину «бархатной революции». В среднем оно составит 4400 крон (чуть менее 200 евро). «Это символическая точка спустя 35 лет, которую еще можно поставить сегодня. Символический расчет с прошлым и устранение некоторых совершенных несправедливостей», — отметил министр.

Принятые поправки к закону о соцобеспечении также предусматривают сокращение очень высоких пенсий высокопоставленных чиновников коммунистического режима. «Пенсии 177 человек были снижены, самое большое урезание составило 7775 чешских крон (279 евро)», — сообщили в министерстве труда Чехии. В среднем же снижение ставило почти 1500 крон (60 евро). Тем не менее даже после этого большинство таких лиц по-прежнему получают пенсию по возрасту; в среднем она составляет почти 1000 евро — это все равно больше, чем у многих диссидентов.

Кому и за что в Чехии повысили и снизили пенсии

Пражский Институт изучения тоталитарных режимов (USTR) играет важную роль в принятии решений о том, кто имеет право на более высокую пенсию как противник коммунистических властей, а кому она должна быть уменьшена. Одной из главных задач USTR является управление и обеспечение доступа к архивам спецслужб тоталитарной эпохи, а также научные публикации, посвященные тому периоду.

Он охватывает отрезок времени от Мюнхенского соглашения сентября 1938 года («мюнхенский сговор» о разделе территории Чехословакии), включает оккупацию страны нацистской Германией и завершается «бархатной революцией» и созданием демократического правительства в последующие недели.

«Репрессии со стороны коммунистических властей сильно повлияли на пенсии чешских диссидентов, поскольку им не разрешалось заниматься профессиональной деятельностью. А время, проведенное в тюрьме, не засчитывалось в трудовой стаж», — пояснил в интервью DW замдиректора USTR Камил Недведицкий. Причины, по которым были урезаны пенсии высокопоставленных функционеров, также понятны. «Пенсии этих людей были намного выше средних, потому что они были вознаграждены за участие в репрессиях, и их доходы были выше, чем у рядовых работников», — добавил Недведицкий.

Против поправок в пенсионное законодательство выступила Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КСКМ), не представленная в парламенте страны и возглавляемая евродепутаткой Катержиной Конечной. «Я считаю это чистой демонстрацией силы спустя 35 лет и еще одним проявлением несправедливого отношения нынешнего правительства к пенсионерам», — сказала Конечная в беседе с DW.

Exit mobile version