политика

Каха Гоголашвили: олигарх Иванишвили разошелся

Основатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили знал, что рано или поздно ему придется отвечать за свои действия и ему будут грозить санкции. Но видимо решил, что лучше потерять свои активы, но оставить за собой Грузию. Так эксперт по вопросам евроинтеграции фонда Рондели Каха Гоголашвили комментирует решение властей приостановить движение страны в сторону ЕС. В интервью SOVA эксперт заявил, что партия олигарха последовательно шла к этому решению.

SOVA LOGO NEW SMALL SOVA-блог featured, Бидзина Иванишвили, Грузия-ЕС, Каха Гоголашвили

«Этот шаг был продуманным, это завершение определенного процесса, который они [власти] начали уже давно и обдумывали, как этого добиться, как остановить интеграцию Грузии в Европейский союз. И мы знаем, что в прошлом году были попытки, и в этом году даже удалась одна такая попытка – принять законы, которые бы ограничили движение Грузии в направлении ЕС. Они это делали, конечно, продуманно. Они думали, что такими шагами смогут остановить это движение.

Но видимо, они серьезно испугались, что под давлением общественности им придется проводить определенные реформы, Европейский союз будет дальше требовать этого, ставить условия и т. п. То есть, они подумали, как бы добиться того, чтобы раз и навсегда решить эту проблему и продолжать жизнь так, как им удобно – в какой-то вечной перспективе членства в Евросоюзе, а на самом деле – это такая мягкая диктатура, мягкий авторитаризм. И я думаю, что выборы были первым таким этапом.

Они хотели любыми средствами добиться конституционного большинства. Зачем им это было нужно? Для того, чтобы удалить из Конституции Грузии 78-й параграф, который говорит о том, что все институты власти должны делать максимум, чтобы интегрировать Грузию в европейские и евроатлантические структуры.

Это ему [Бидзине Иванишвили] очень мешало, потому что любое действие, которое направлено против этого, носит какой-то антиконституционный характер – любой закон, любое решение, если оно идет вразрез с 78-й статьей.

Но несмотря на эти манипуляции, на очень большие нарушения, с помощью которых им удалось набрать 54% голосов… На самом деле, никто не верит, что за них столько проголосовало – это были страшнейшего вида нарушения, «карусели», один человек голосовал вместо 30-ти, подставные личности, которых не существует или которые давно живут за границей – такие люди были записаны в списки избирателей, а вместо них голосовал кто-то другой…

Вопрос в том, что это [фальсификации] был первый крупный шаг, который они сделали в этом направлении. И второй шаг – это также представление кандидата в президенты человека необразованного, совершенно неадекватного. Вообще, как он оказался в парламенте – очень большой вопрос. Видимо через какие-то знакомства, связи, или кому-то он приглянулся. Во всяком случае, совершенно неадекватный человек для этой цели. Ни один из грузинских президентов… Можно сказать о них что угодно, но необразованным и даже не имеющим высшего образования, совершенно неинтеллектуальным, неразвитым и примитивным существом никого нельзя назвать – ни одного президента Грузии. Но вот такую личность, если его можно так назвать, решили выбрать. И люди кругом даже шутили – они называли его конем Калигулы.

Как Калигула сделал консулом своего коня, так и Иванишвили хочет сделать своего коня президентом.

Это было второе движение, которое должно было вызвать протест и поставить еще один барьер на пути евроинтеграции. Потому что прошлый президент [Саломе Зурабишвили], как мы знаем, был как бы мостом между европейскими лидерами и Грузией. Месседжи европейских лидеров, их поддержка, а также их настроения и установки в отношении Грузии формировались в основном через этот канал. Потому что остальные каналы власти сильно концентрированы в руках «Грузинской мечты». Теперь они решили сконцентрировать их в руках человека, который не то чтобы не будет этого делать из лояльности, а просто не способен устанавливать какие-либо связи с иностранными лидерами. Они просто даже не захотят с ним говорить. Потому что им не о чем будет говорить. Эти люди будут говорить на разных языках – не только потому что он не знает иностранных языков, а потому что его язык мышления совершенно неадекватен.

Президент «Мечты»: без диплома, но с грузинским «габитусом»

Но они посчитали, что этого недостаточно. И третье – это, конечно, уже официальный отказ [от евроинтеграции], особенно после принятия [резолюции Европарламента]. Они об этом знали заранее, конечно. Это готовилось больше недели, резолюция – разгромная, можно сказать, и призывающая к новым выборам, не признающая легитимности этой власти, призывающая к санкциям и т. п.

И они решили отмежеваться полностью – перекрыть все каналы давления со стороны ЕС, поэтому сказали: мы приостанавливаем движение в Евросоюз, практически, отказываемся от начала переговоров, от следующего этапа в процессе интегрирования в ЕС. Таким образом они не будут принимать никаких претензий со стороны Евросоюза, касающихся тех же 9-ти пунктов, которые в основном касались политической сферы, реформирования политических институтов и законодательства. Они практически решили таким образом отгородить себя от любых попыток со стороны европейских институтов или европейских стран указывать им на что-то или нажимать на какие-то больные места, я бы сказал, комплексы.

Думаю, олигарх очень разошелся.

Потому что он надеется, что Фицо и Орбан (премьер-министры Словакии Роберт Фицо и Венгрии Виктор Орбан, — прим. ред.) не позволят Европейскому союзу прийти к единому решению по поводу персональных санкций. Хотя Европейский союз и особенно большие страны, имеют рычаги, чтобы вынудить обоих этих лидеров согласиться на санкционирование Иванишвили и членов его правительства. Это будет нелегко, думаю. Но при желании – если они посчитают это абсолютной необходимостью – они этого добьются.

Но я думаю, на первом плане сейчас – вопрос отмены для Грузии безвизового режима. Эта мера, конечно, будет болезненна для населения, для широких слоев населения и совершенно непричастных к этим делам. Но другого выхода у них [Евросоюза] не будет, потому что, пока они будут стараться применить персональные санкции, грузинское руководство практически останется безнаказанным. И эта мера будет демонстрацией того, что Европейский союз уже не доверяет Грузии просто как государству.

Во главе этого государства – легально или нелегально – эффективно стоит «Грузинская мечта». Она осуществляет фактическую власть в государстве. Так что, с таким государством иметь безвизовый режим они просто не могут себе позволить себе. Думаю, это стоит на кону.

И конечно же, «Грузинская мечта» сама сказала, что мы отказываемся от любых грантов и любой помощи, которая будет направляться в госбуджет, т. е., «нам это все не нужно». Они это заявили просто для того, чтобы как-то обезопасить себя от общественного мнения после того, как Европейский союз объявит об этом сам. Евросоюз уже, в принципе, сократил нам расходы, и об этом было объявлено. Но насколько сокращается, какие именно гранты сокращаются – официального решения в принципе принято не было. И теперь они хотят показать своим избирателям и части населения: «Видите, мы сами от этого отказались». Это очень смешное, конечно, дело, но многие провинившиеся люди часто совершают такие поступки, заранее зная, что получат наказание.

Какие рычаги остались у ЕС? Думаю, пока эти два решения. Еще одно – они, конечно, не оставят Грузию так легко, все-таки попытаются послать в страну техническую миссию, которая расследует все дела, касающиеся фальсифицированных выборов. Но думается, что здесь «Грузинская мечта» всячески воспрепятствует этой миссии в том, чтобы она получила доступ к каким-либо важным документам. И попытается оправдать это каким-то уже испорченными отношениями, неуважением, вопросами суверенитета и т. п.

И ухудшение отношений с Европейским союзом, конечно же, они используют таким образом, чтобы защитить себя от претензий со стороны ЕС.

В конечном счете, персональные санкции, наверно, могут наиболее эффективно подействовать, но остается ли ресурс для переговоров с ними – тут уже можно поставить очень большой вопросительный знак. Неужели Иванишвили, я уже не говорю о других, который заправляет всем в Грузии, не знал, к каким результатам это может привести и на что он надеялся, на какие переговоры с ЕС? Наверно, он заранее привык к мысли, что его санкционируют. Конечно, он будет стараться оттянуть это и перепрятать свои деньги, свои акции – перевести их с Запада в какой-нибудь Китай или в другие страны, более защищенные. Может быть, он уже давно этим занимается, не знаю. Но во всяком случае, ему еще нужно время для этого.

Конечно же, он знал, что рано или поздно за все это придется отвечать, и видимо, он просчитал, что лучше оставить за собой Грузию, а они пусть санкционируют его личные авуары. Он должен остаться владыкой Грузии. И целая страна – у него в кармане.

Поэтому, может быть, он и не боится. Если ему удастся установить здесь авторитарный режим и диктаторское правление, то он будет просто владеть этой страной и очень быстро восстановит свои богатства. Но в конечном счете он обязательно все это потеряет – потеряет и страну, и все.

Мы знаем, что судьба диктаторов – фатальная, она пропитана фатализмом. Они знают, каков их конец, и потому действуют все более жестоко и жестоко. Но они ничего не могут с этим поделать. Он не такой глупый человек, чтобы не знать, что в конце концов это приведет его к страшному краху. Но Путин тоже знает, к чему приведет его политика, потому что всех такого типа агрессивных диктаторов судьба приводила к очень трагическому концу. Тут пахнет фатализмом, конечно. Они ничего не могут поделать со своей натурой и со своей судьбой.

Разгон «в рамках закона»: как грузинский спецназ расчищал центр Тбилиси

Марта Ардашелия

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => политика